23:00 | 21 июня, Чт

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Сначала была крепость

A- A+

Махачкала – крупный административный, промышленный, научный, учебный и культурный центр Российской Федерации – преемница города Порт-Петровска. С древнейших времен эта территория привлекала внимание различных племен и народов. Удобные естественно-географические условия способствовали возникновению на этой территории населенного пункта уже в глубокой древности, т.к. издавна здесь проходили важные торговые пути.

В 1844 г. на каменной гряде Анджиарка возвели укрепление, названное Петровским в честь пребывания здесь Петра I в 1722 году. Рядом с крепостью заложили первые кварталы форштадта, состоявшие из 30 домиков, занятых семейными офицерами и некоторыми торговцами. Дома были преимущественно из самана, и лишь у немногих были каменные стены.

Так при Петровском укреплении выросло первое поселение, положившее начало будущему городу и порту. Вскоре сюда прислали своих представителей коммерческие дома – два из Астрахани и один из Саратова, которые построили магазины и положили начало морской торговле между Астраханью и Петровской крепостью.

Местное население Петровскую крепость стало называть Анджикалой. Впоследствии, когда крепость упразднили и город стал называться Порт-Петровском, горцы назвали его Анджи.

При Порт-Петровском укреплении было два рейда: один – казенный, где останавливались суда с грузом, предназначенным для воинских частей; второй – коммерческий. Здесь же учредили таможню, ибо было удобное положение для связи с Россией, Закавказьем и Средней Азией, и установили регулярные базарные дни.

В 1851 г. территория Петровского укрепления расширилась за счет прилегающих земель. Из Крыма выписали несколько сотен кустов муската и других сортов винограда, положивших начало виноградарству в районе.

Значение Петровской крепости для местного населения возросло также в связи с начавшейся добычей соли на озере, недалеко от укрепления.

В апреле 1852 г. при Петровской крепости начал действовать маяк, построенный в связи с развитием судоходства на Каспийском море. В январе 1861г. началось строительство порта, и в 1869 г. сооружение северного мола и гавани было закончено.

К концу XIX века Порт-Петровск превратился в торгово-промышленный и культурный центр, морской и железнодорожный порт

С каждым годом развивалась морская торговля Петровска. Особенно она возросла после установления регулярного сообщения в 1861 г. с Астраханью, организованного пароходным обществом «Кавказ и Меркурий». Число судов, прибывающих в Порт-Петровск, постоянно увеличивалось. Только за семь лет (1858-1864 гг.), по данным карантинно-таможенной заставы, в порт прибыло 3370 судов, на которых было привезено купеческих товаров на 6588615 руб. С Нижегородской ярмарки ежегодно в осеннее время прибывало более 50 тыс. пудов товаров, а всего за навигацию – до 100 тыс. пудов (Путеводитель по Дагестану. Тифлис. 1871, с. 3). Отсюда в Баку отправляли на судах серу.

Через Порт-Петровск было ввезено в Дагестанскую область различных грузов более 14 млн пудов и вывезено из области более 83 млн пудов.

Население города к этому времени возросло до четырех тысяч человек. Была открыта в городе аптека.

С 60-х-70-х годов XIX в. благодаря своему географическому положению, наличию в прилегающих районах природных богатств, удобному сплетению сухопутных и морских путей сообщения и ряда других факторов Порт-Петровск стал довольно интенсивно развиваться, и возникли благоприятные предпосылки для экономического и культурного развития.

Через Порт-Петровск из России промышленные товары поступали в Дагестан, Чечню, Ингушетию, а также в Закавказье. По сравнению с соседними портами на западном побережье Каспийского моря, Порт-Петровск по грузооборотам в 50-60-х гг. XIX в. занимал первое место. Через этот порт, наряду с другими промышленными товарами, в города Северо-Восточного Кавказа и в Закавказье отправляли железо, сталь, чугун, металлические изделия, а также лесоматериалы. В Россию отправляли сырье для промышленных предприятий, ремесленные и ювелирные изделия.

Большое значение для установления хозяйственных связей Порт-Петровска с Нагорным Дагестаном имело строительство Шуринско-Петровского шоссе в 1868-1875 гг.

Первым более или менее значительным производственным предприятием в городе был пивоваренный завод Фельшау, построенный в 1876 г. на базе существовавших квасоварен.

В 1878 г. купец Михайлов открыл в городе типографию.

Круг заказчиков постепенно расширялся, увеличились заказы из Закаспия, Владикавказа, Пятигорска.

В 1897 г. в степи за городской чертой на участке земли, принадлежавшем московскому купцу Решетникову, началось строительство бумагопрядильной и ткацкой фабрики. Через год в Москве было образовано акционерное общество «Каспийская мануфактура», оно продолжило строительство фабрики. Строили русские мастера, доставленные из России, а также жители селений Тарки, Альбурикент и других. В ноябре 1899 г. было начато производство пряжи, но полностью фабрика вступила в строй 1 мая 1900 года. Исходное сырье поступало из Средней Азии, Кавказа и Ирана. Готовая продукция вывозилась преимущественно в Иран и Среднюю Азию.

В России и Европе всегда был большой спрос на красную рыбу и черную икру. Предприниматели юга России взяли в оборот практически все прикаспийское побережье Дагестана. Крупный рыбопромышленник из Астрахани Воробьев в 1895 г. построил в Петровске первый промышленный холодильник на 187 тыс. пудов рыбы, а также бондарный завод. Затем арендовал озеро Ак-гель и выпустил туда мальков ценных рыбных пород.

В апреле 1885 г. император России Александр III утвердил решение кабинета министров о строительстве Владикавказско-Петровской железной дороги, и в 1892 г. были начаты работы по ее сооружению. Пассажирское движение на участке от реки Сулак до Петровска было официально открыто 17 мая 1894 г.

Со строительством железной дороги значение Порт-Петровска как транспортного узла значительно возросло. В пределах Дагестанской области на железнодорожной линии было сооружено 10 станций.

В конце ХIХ века город занимал площадь в 2,5 кв. версты. Мощение улиц только начиналось, обсадка проезжей части деревьями и тротуары тоже были новшеством. Улицы освещались керосиновыми фонарями, а уже существовавший городской сад – бензиновыми лампами. Воду получали из двух родников: городского и таркинского.

В городе было девять молитвенных домов и храмов разных религий; семь школ, из них три религиозные, в которых обучались 242 мальчика и 102 девочки.

Имелись военно-местный лазарет, два железнодорожных лазарета, городская амбулатория для приходящих бедных больных, а также частная аптека и аптекарский магазин. Штатного врача не было.

В плане социального положения жители Петровска были крайне бедного сословия, за исключением нескольких торговцев, имеющих свои капиталы. Для поддержания своего материального благосостояния занимались торговлей мануфактурными, галантерейными и другими товарами, продажей на базаре в незначительном числе необходимых домашних продуктов, извозом, плотничеством, столярничеством, сапожничеством, прочими ремеслами, а также в незначительности рыболовством.

Существовали на городской земле фруктово-виноградные сады. Выгодность этой отрасли жители сознавали, но лишены были возможности расширить садоводство из-за отсутствия воды для полива.

Гражданская власть в городе находилась в ведении так называемого городского общественного управления. Круг его деятельности ограничивался вопросами благоустройства и выполнением административно-политических функций в пользу государственного аппарата.

К моменту Всероссийской переписи 1897 г. население города достигло 8735 человек, и он прочно закрепил за собой второе место среди городов Дагестана.

Таким образом, к концу XIX века Порт-Петровск превратился в торгово-промышленный и культурный центр, морской и железнодорожный порт.

Сегодня преемница Порт-Петровска – Махачкала – столица Дагестана строится, ширится и растет.

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Общество»

  • Виновник бессоницы 

    Проснувшись ровно в 3:31, что, к сожалению, происходит со мной часто в последнее время, стал рассуждать по...

    15

    15 часов назад

  • Страна гор

    Рожденные грозой 

    Знаю, что многие боятся грозы. Возможно, атавизм: пещерные люди не могли себе объяснить молниевые зигзаги во...

    11

    15 часов назад

  • Личность

    Он любил землю 

    В эти дни исполнилось бы 110 лет со дня рождения крупного организатора колхозного производства, известного...

    12

    15 часов назад

  • Династия Ибраковых 

    - Да, я родилась в потомственной семье связистов, – улыбается Наида Ибракова, – такая вот рабочая...

    8

    15 часов назад

  • Знать и помнить 

    Если тебе за 80, еще не поздно учиться, постигать что-то новое – доказано акушинским пенсионером. Магомед...

    63

    2 дня назад

  • «Гнездышко», свитое с любовью 

    Не знаю, был ли этот день в те годы Днем защиты детей или это сов­падение, но 1 июня 1938 года Народный...

    35

    2 дня назад