Сетевое издание «Дагестанская правда»

13:00 | 16 января, Сб

Махачкала

Weather Icon

Сначала была крепость

A- A+

Махачкала – крупный административный, промышленный, научный, учебный и культурный центр Российской Федерации - преемница города Порт-Петровска. С древнейших времен эта территория привлекала внимание различных племен и народов. Удобные естественно-географические условия способствовали возникновению на этой территории населенного пункта уже в глубокой древности, т.к. издавна здесь проходили удобные торговые пути.

В 1844 г. на каменной гряде Анджиарка возвели укрепление, названное Петровским в честь пребывания здесь Петра I в 1722 году. Крепость была построена капитально, а за ее стенами разместился ряд зданий. Кроме того, были отведены земельные участки для строительства складов провианта, леса и других припасов, поступающих сюда по морю из Астрахани. 
Рядом с крепостью заложили первые кварталы форштадта, состоявшие из 30 домиков, занятых семейными офицерами и некоторыми торговцами. Дома были преимущественно из самана, и лишь у немногих были каменные стены. 
Так при Петровском укреплении выросло первое поселение, положившее начало будущему городу и порту. Вскоре сюда прислали своих представителей коммерческие дома – два из Астрахани и один из Саратова, которые построили магазины и положили начало морской торговле между Астраханью и Петровской крепостью.
Местное население Петровскую крепость стало называть Анджикалой. Впоследствии, когда крепость упразднили и город стал называться Порт-Петровском, горцы назвали его Анджи.
При Порт-Петровском укреплении было два рейда: один – казенный, где останавливались суда с грузом, предназначенным для воинских частей; второй – коммерческий. Здесь же учредили таможню, ибо было удобное положение для связи с Россией, Закавказьем и Средней Азией, и установили регулярные базарные дни.
В 1851 г. территория Петровского укрепления расширилась за счет прилегающих земель. Из Крыма выписали несколько сотен кустов муската и других сортов винограда, положивших начало виноградарству в районе.
 
Значение Петровской крепости для местного населения возросло также в связи с начавшейся добычей соли на озере, недалеко от укрепления.
    
В апреле 1852 г. при Петровской крепости начал действовать маяк, построенный в связи с развитием судоходства на Каспийском море. В 1853 г. была заложена церковь, а 24 октября 1857 г. утверждено «Положение об управлении портового города Петровска, учреждаемого при Петровской крепости на северо-западном берегу Каспийского моря». 
В январе 1861г. началось строительство порта, и в 1869 г. сооружение северного мола и гавани было закончено. Один из современников в 1862 г. писал: «Городу Петровску многие предсказывают блестящую будущность, основывая это, конечно, на том, что даже без всякой помощи со стороны науки, морская торговля Петровска развивалась сама» (Петриченко К. «Каспий, его промышленность и торговля» // Морской сборник. 1862. №9, с.65). Начальник области объявил о строительстве железной дороги Владикавказ – Петровск — Дербент.
С каждым годом росла морская торговля Петровска. Особенно она возросла после установления регулярного сообщения в 1861 г.с Астраханью, организованного пароходным обществом «Кавказ и Меркурий». Число судов, прибывающих в Порт-Петровск, постоянно увеличивалось. Только за семь лет (1858-1864гг.), по данным карантинно-таможенной заставы, в порт прибыло 3370 судов, на которых было привезено купеческих товаров на 6588615 руб. С Нижегородской ярмарки ежегодно в осеннее время прибывало более 50 тыс. пудов товаров, а всего за навигацию — до 100 тыс. пудов (Путеводитель по Дагестану. Тифлис. 1871, с.3). Отсюда в Баку отправляли на судах серу.
Через Порт-Петровск было ввезено в Дагестанскую область различных грузов более 14 млн пудов и вывезено из области более 83 млн пудов. Население города к этому времени возросло до четырех тысяч человек. Была открыта в городе аптека. 
С 60-х-70-х годов XIX в. благодаря своему географическому положению, наличию в прилегающих районах природных богатств, удобному сплетению сухопутных и морских путей сообщения и ряда других факторов Порт-Петровск стал довольно интенсивно развиваться, и возникли благоприятные предпосылки для экономического и культурного развития.
Через Порт-Петровск из России промышленные товары поступали в Дагестан, Чечню, Ингушетию, а также в Закавказье. По сравнению с соседними портами на западном побережье Каспийского моря, Порт-Петровск по грузооборотам в 50-60-х гг. XIX в. занимал первое место. Через этот порт, наряду с другими промышленными товарами, в города Северо-Восточного Кавказа и в Закавказье отправляли железо, сталь, чугун, металлические изделия, а также лесоматериалы. В Россию отправляли сырье для промышленных предприятий, ремесленные и ювелирные изделия. Удобно расположенный на побережье моря в северной части Дагестана порт способствовал экономическому развитию региона.
Большое значение для установления хозяйственных связей Порт-Петровска с Нагорным Дагестаном имело строительство Шуринско-Петровского шоссе в 1868-1875 гг. 
Первым более или менее значительным производственным предприятием, в Порт-Петровске был пивоваренный завод Фельшау, построенный в 1876 г. на базе существовавших квасоварен.
В 1878 г. купец Михайлов открыл в городе типографию.
Круг заказчиков постепенно расширялся, увеличились заказы из Закаспия, Владикавказа, Пятигорска, городов.
 
В 1897 г. в степи за городской чертой на участке земли, принадлежавшем московскому купцу Решетникову, началось строительство бумагопрядильной и ткацкой фабрики. Через год в Москве было образовано акционерное общество «Каспийская мануфактура», оно продолжило строительство фабрики. Строили русские мастера, доставленные из России, а также жители селений Тарки, Альбуркент и других. В ноябре 1899 г. было начато производство пряжи, но полностью фабрика вступила в строй 1 мая 1900 года. Исходное сырье поступало из Средней Азии, Кавказа и Ирана. Готовая продукция вывозилась преимущественно в Иран и Среднюю Азию. 
    
В России и Европе всегда был большой спрос на красную рыбу и черную икру. Предприниматели юга России взяли в оборот практически все прикаспийское побережье Дагестана. Крупный рыбопромышленник из Астрахани Воробьев в 1895 г. построил в Петровске первый промышленный холодильник на 187 тыс. пудов рыбы, а также бондарный завод. Затем арендовал озеро Ак-гель и выпустил туда мальков ценных рыбных пород. 
В апреле 1885 г. император России Александр III утвердил решение кабинета министров о строительстве Владикавказско-Петровской железной дороги, и в 1892 г. были начаты работы по ее сооружению. Пассажирское движение на участке от реки Сулак до Петровска было официально открыто 17 мая 1894 г.
Со строительством железной дороги значение Порт-Петровска как транспортного узла значительно возросло. В пределах Дагестанской области на железнодорожной линии было сооружено 10 станций. 
В (конце ХIХ века) город занимал площадь в 2,5 кв. версты. Мощение улиц только начиналось, обсадка проезжей части деревьями и тротуары тоже были новшеством. Улицы освещались керосиновыми фонарями, а уже существовавший городской сад – бензиновыми лампами. Воду получали из двух родников: городского и таркинского.   
В городе было девять молитвенных домов и храмов разных религий; семь школ, из них три религиозные, в которых обучалось 242 мальчика и 102 девочки. Из четырех светских школ наивысшее образование давало Николаевское трехклассное училище. 
    
Имелся военно-местный лазарет, два железнодорожных лазарета, городская амбулатория для приходящих бедных больных, а также частная аптека и аптекарский магазин. Штатного врача не было.  
В плане социального положения жители Петровска были крайне бедного сословия, за исключением лишь нескольких торговцев, имеющих свои капиталы. Для поддержания своего материального благосостояния занимались торговлей мануфактурными, галантерейными и другими товарами, продажей на базаре в незначительном числе необходимых домашних продуктов, извозом, плотничеством, столярничеством, сапожничеством, прочими ремеслами, а также в незначительности рыболовством. 
    
Существовали на городской земле фруктово-виноградные сады.  Выгодность этой отрасли жители сознавали, но лишены были возможности расширить садоводство из-за отсутствия воды для полива.
    
Гражданская власть в городе находилась в ведении так называемого городского общественного управления. Круг его деятельности ограничивался вопросами благоустройства и выполнением административно-политических функций в пользу государственного аппарата.
К моменту Всероссийской переписи 1897г. население города  достигло 8735 человек, и он прочно закрепил за собой второе место среди городов Дагестана.
Таким образом, к концу XIX века Порт-Петровск превратился в торгово-промышленный и культурный центр, морской и железнодорожный порт.
Сегодня преемница Порт-Петровска – Махачкала столица Дагестана строится, ширится и растет.  
 
Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»