Сетевое издание «Дагестанская правда»

13:00 | 25 января, Пн

Махачкала

Weather Icon

Спешите делать добро

A- A+

5 апреля 2008 года исполняется 75 лет со дня рождения Джонрида Ахмедова - публициста, ученого, педагога и просто замечательного человека.

Почти двадцать лет мы работаем вместе. Он был создателем кафедры культурологии в Дагестанском государственном педагогическом университете и много душевных сил вложил в установление той теплой атмосферы, которая царит на кафедре и создает ей репутацию самого дружного коллектива в вузе. Но кто он, этот человек, какой жизненный опыт у него за плечами, что сформировало его нравственную позицию, что его волнует в современном обществе, в системе образования, в мире человеческих отношений?

— Родился я, — рассказывает Джонрид Назирович, — в с.Ахты Ахтынского района в семье учителя, писателя, журналиста Назира Агабековича Ахмедова. Среднюю школу окончил в 1950 году в Махачкале, поступил в Московский университет на газетное отделение филфака, в 1953 году преобразованное в факультет журналистики. После МГУ три года работал в сельхозотделе «Дагправды» литсотрудником, затем по настоянию обкома ВЛКСМ — два года зав.отделом пропаганды и агитации редакции газеты «Комсомолец Дагестана». Потом снова уехал в Москву, учился в аспирантуре факультета журналистики МГУ и в 1963 году защитил кандидатскую диссертацию. Надо сказать, что журналистику с самого начала я полюбил искренне и глубоко и все прошедшие годы был или штатным работником, или сотрудничал с редакциями газет, журналов и издательств Дагестана и России. Эту связь не теряю до сих пор. Чтобы привести названия моих статей и книг, надо перечислить 15 монографий и не одну сотню статей. Ну, например, я являюсь автором первой в Дагестане монографии «Периодическая печать Дагестана» (1963).

Как мне известно, вы немало сил и энергии отдали партийной деятельности. Какой жизненный опыт из работы в Дагестанском обкоме КПСС вы вынесли?

— После защиты диссертации с декабря 1963 года по март 1984 я работал в обкоме партии, последовательно занимая должности лектора, руководителя лекторской группы, зам.зав.отделом и заведующего отделом науки и учебных заведений. Что мне дала 20-летняя работа в обкоме КПСС? Скажу сразу: я туда не стремился, думал пойти в ДГУ, но первый секретарь А.Д.Даниялов убедил меня в необходимости работать в партаппарате. Я полюбил порядок, который был при А.Д.Даниялове и М-С.И.Умаханове, стал лучше разбираться в людях, в их компетентности, культуре, порядочности.

— Вот уже почти четверть века вы работаете в Дагпедуниверситете. Чего достигли?

— Здесь я ощутил радость жизни, прилив новых творческих сил и огромное удовлетворение от выполняемой педагогической и воспитательной работы. Считаю, что самым благородным и гуманным делом является образование, нравственное, моральное воспитание подрастающего поколения в духе социальной справедливости, на высоких образцах общечеловеческих ценностей и нравственных устоев, на прекрасных обычаях горских народов. Наверное, я всю жизнь готовился к этому труду. Что может быть выше звания учителя, педагога?!

Долгие годы я проводил занятия по «Истории мировой и отечественной культуры», «Культурологии» и «Культуре и традициям народов Дагестана» на ряде факультетов ДГПУ, причем всегда старался построить материал на интересных фактах, вовлечь студентов в непрерывный процесс освоения культурных ценностей, созданных в мире, России и Дагестане на протяжении тысячелетий.

Если говорить о наградах, то надо отметить следующее: за заслуги в области высшего образования я награжден Почетной грамотой Госсовета Дагестана, а Министерство образования и науки РФ присвоило звание «Почетный работник высшего профессионального образования», Союз журналистов России наградил медалью «Триста лет российской печати», Российская муниципальная академия — памятной медалью «К 100-летию М.А.Шолохова» с прекрасным девизом «За гуманизм и служение России», ФНПР —  медалью «100 лет профсоюзов России» с девизом «Единство, солидарность, справедливость», Союз журналистов РД в разные годы трижды признавал меня лауреатом премии «Золотой орел». В конце октября 2007 года в Даггоспедуниверситете подвели итоги конкурса преподавателей ДГПУ 2006 года. Я был признан лучшим преподавателем ДГПУ, а наша кафедра удостоена третьего места.

Почти двадцать лет являлся заведующим кафедрой культурологии. В настоящее время профессор кафедры, читаю курс «Культура и традиции народов Дагестана».
Наряду с педагогической работой, не прекращаю издание книг, монографий, сборников. Только за семь последних лет выпущено в свет пять монографий, опубликовано много статей в газетах и журналах.

— Вы столько лет работаете над проблемами, связанными с культурой. О чем болит душа?

— Мне доставляют огромное удовольствие встречи и беседы с умными, интеллигентными людьми, профессиональными музыкантами, живописцами, скульпторами, работниками культуры и искусства. Эти беседы и встречи, во-первых, обогащают меня, во-вторых, очень крепко подпитывают курс «КТНД», по которому я провожу лекции и семинарские занятия, диспуты о культуре, нравственности современной молодежи, обычаях и традициях горцев. Верю, что те, кто следует моим пожеланиям и советам, вырастут хорошими специалистами, высоконравственными и культурными людьми.

О чем душа болит? Вижу, к сожалению, что растут безнравственность и бескультурье.

— А как вы оцениваете современные тенденции в области образования? Могут ли нынешние инновационные технологии улучшить ситуацию

— Я наблюдаю много изменений в нашей системе образования. Они подчас проводятся в пику советскому образованию, которое в свое время всеми ценилось. Мы были в мире самой читающей страной. Сейчас Россия находится среди отсталых африканских стран. Это печально.  Второе — и это заметно давно! — Россия не учитывает национальные особенности республик. У нас в республике есть проявления терроризма, религиозно-политического экстремизма, но почему-то в государственных стандартах не нашлось места религиоведению, эстетике, этике.

Время, отведенное на культурологические предметы, сокращено в учебных программах наполовину, к сожалению, в наши вузы не поступают примерные программы или утвержденные министерством учебники, подготовленные видными учеными страны. Что делать преподавателям, когда министерство рекомендует 15-20 учебников по истории или культуре? Часть молодежи перестала читать что-либо и переключилась на сайты компьютеров. А в голове-то ничего не остается. Я мало верю так называемым инновациям, которые основаны на компьютерной технике. Она фактически отстраняет преподавателя от студента, разрушает их добрые взаимоотношения

— Что вы можете посоветовать студенческой молодежи с высоты своего человеческого опыта?

— Конечно, мы хотим, чтобы в вузы поступали люди со знаниями, желающие получить навыки, стремящиеся к самосовершенствованию, однако на деле где-то около 50 процентов хочет заниматься, а вторая половина или не посещает занятия, или ходит на них, чтобы позабавиться, но не учиться. Их будущая судьба незавидна! Мой главный принцип: беречь каждый миг времени для совершения праведных дел, не поддаваться соблазнам и сомнительным делам. Этого желаю всей молодежи Дагестана и в первую очередь студентам ДГПУ.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»