Сражающийся порт
Накануне Дня Победы в Махачкалинском морском торговом порту завершена реконструкция памятника павшим в Великой Отечественной войне. Монумент был сооружен на средства работников предприятия еще в 1975 году – к 30-летию Победы. Так портовики увековечили подвиг советского народа и своих коллег, не вернувшихся с полей сражений.
В годы Великой Отечественной войны порт был одним из главных транспортных узлов, через который бакинская нефть и другие необходимые ресурсы из Закавказья и Средней Азии поступали на фронт. Кроме того, по заданию правительства Махачкалинский порт организовал перевозку в Среднюю Азию и Казахстан граждан, эвакуированных из западных областей страны. Это сотни тысяч женщин, детей, стариков. Одновременно решалась и другая важная задача – вывоз в тыл запасов зерна из Украины, Приазовья и Северного Кавказа.
Война требовала от оставшихся в тылу большого напряжения сил. Бригады грузчиков Л. Абдуллаева, К. Елисеева, А. Мехтиева, М. Джалилова, Н. Гончарова значительно повысили производительность труда и ежедневно перевыполняли производственные нормы. Почин передовиков поддержали механизаторы И. Хребтов, М. Гусейнов и другие. Экипаж теплохода «Дагестан» (капитан П. Пуговкин, парторг А. Джангиров) перевыполнял планы перевозки пассажиров и грузов и несколько месяцев подряд держал переходящее Красное знамя пароходства. Портовики знали, что своим ударным трудом помогают Красной Армии громить врага.
Но помощь порта фронту не ограничивалась обеспечением важнейших воинских и народнохозяйственных перевозок. Напряженная военно-политическая обстановка, сложившаяся на побережье Каспийского бассейна, вызвала необходимость привлечь суда «Каспфлота» и «Касптанкера» к участию в переброске и высадке десантных войск на побережье Ирана. В середине августа 1941 года в Иранском Азербайджане, на южных берегах Каспийского моря, сосредоточились крупные диверсионные и террористические группы гитлеровцев. Их готовили для переброски по воздуху, морем и через сухопутную границу в Азербайджан и Туркменистан.
В конце августа 1941 года суда пароходства «Каспфлот» и «Касптанкер», в том числе и пассажирский теплоход-экспресс «Дагестан», перебросили в Иран кавалерийские части, артиллерию, различную военную технику. Высадка десанта успешно закончилась, советские войска прикрыли с юга подходы к бакинской нефти. За эту успешную операцию экипажи судов были отмечены государственными наградами.
В период боев за Кавказ порт работал особенно напряженно. Он обеспечивал бесперебойную перевозку военных грузов, доставлял на фронт воинские подразделения и военную технику, а для оборонной промышленности – сырье и топливо. Главный лозунг дня — «Для фронта трудиться по-фронтовому!». Почти весь нефтеналивной флот Каспия был мобилизован на перевалку нефти и нефтепродуктов из Баку к Волге и далее к районам боевых действий. Кроме нефти, только за пять месяцев 1942 года по Каспию перевезено в сторону фронта также 468 тысяч человек, свыше 1 тысячи танков и бронемашин, 200 самолетов, 8 тысяч орудий. За проявленный трудовой героизм более 150 портовиков и судоремонтников были награждены государственными наградами.
Портовики свою преданность Родине показывали не только героическим трудом, но и своими подвигами на фронте: на Кавказе, на Украине, в Белоруссии и при взятии Берлина. Многие не вернулись с фронта. Е. Данилевская, М. Кудинов, И. Габиев, Д. Лебедев, К. Сапаров, Н. Харин, Ш. Гасанов, И. Джапаридзе, Г. Максимов и другие – около 200 фронтовиков трудились в порту в послевоенные годы.
«Коллектив старейшего предприятия республики хранит память о великом подвиге советского народа в борьбе с фашизмом. Очень жаль, что с каждым годом все меньше и меньше портовиков — свидетелей и участников тех героических событий — остаются с нами. Но мы, нынешние портовики, не забываем о ветеранах и стараемся оказывать им посильную адресную помощь», — сказал на открытии монумента генеральный директор Махачкалинского морского торгового порта Мурад Хидиров.