Купить PDF-версию
04:55 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X
10:23 11.05.2017

Сражающийся порт

Алик Абдулгамидов
3

Накануне Дня Победы в Махачкалинском морском торговом порту завершена реконструкция памятника павшим в Великой Отечественной войне. Монумент был сооружен на средства работников предприятия еще в 1975 году – к 30-летию Победы. Так портовики увековечили подвиг советского народа и своих коллег, не вернувшихся с полей сражений.

В годы Великой Отечественной войны порт был одним из главных транспортных узлов, через который бакинская нефть и другие необходимые ресурсы из Закавказья и Средней Азии поступали на фронт. Кроме того, по заданию правительства Махачкалинский порт организовал перевозку в Среднюю Азию и Казахстан граждан, эвакуированных из западных областей страны. Это сотни тысяч женщин, детей, стариков. Одновременно решалась и другая важная задача – вывоз в тыл запасов зерна из Украины, Приазовья и Северного Кавказа.  

Война требовала от оставшихся в тылу большого напряжения сил. Бригады грузчиков Л. Абдуллаева, К. Елисеева, А. Мехтиева, М. Джалилова, Н. Гончарова значительно повысили производительность труда и ежедневно перевыполняли производственные нормы. Почин передовиков поддержали механизаторы И. Хребтов, М. Гусейнов и другие. Экипаж теплохода «Дагестан» (капитан П. Пуговкин, парторг А. Джангиров) перевыполнял планы перевозки пассажиров и грузов и несколько месяцев подряд держал переходящее Красное знамя пароходства. Портовики знали, что своим ударным трудом  помогают Красной Армии громить врага.

Но помощь порта фронту не ограничивалась обеспечением важнейших воинских и народнохозяйственных перевозок. Напряженная военно-политическая обстановка, сложившаяся на побережье Каспийского бассейна, вызвала необходимость привлечь суда «Каспфлота» и «Касп­танкера» к участию в переброске и высадке десантных войск на побережье Ирана. В середине августа 1941 года в Иранском Азербайджане, на южных берегах Каспийского моря, сосредоточились крупные диверсионные и террористические группы гитлеровцев. Их готовили для переброски по воздуху, морем и через сухопутную границу в Азербайджан и Туркменистан.  

В конце августа 1941 года суда пароходства  «Каспфлот» и «Касптанкер»,  в том числе и пассажирский теплоход-экспресс «Дагестан», перебросили в Иран кавалерийские части, артиллерию, различную военную технику.    Высадка десанта успешно закончилась, советские войска прикрыли с юга подходы к бакинской нефти. За эту успешную операцию экипажи судов были отмечены государственными наградами.

В период боев за Кавказ порт работал особенно напряженно. Он обеспечивал  бесперебойную перевозку военных грузов, доставлял на фронт воинские подразделения и военную технику, а для оборонной промышленности – сырье и топливо. Главный лозунг дня — «Для фронта трудиться по-фронтовому!». Почти весь нефтеналивной флот Каспия был  мобилизован на перевалку нефти и нефтепродуктов из Баку к Волге и далее к районам боевых действий. Кроме нефти, только за пять месяцев 1942 года по Каспию перевезено в сторону фронта также 468 тысяч человек, свыше 1 тысячи танков и бронемашин, 200 самолетов, 8 тысяч орудий. За проявленный трудовой героизм более 150 портовиков и судоремонтников были награждены государственными наградами.

Портовики свою преданность Родине показывали не только героическим трудом, но и своими подвигами на фронте: на Кавказе, на Украине, в Белоруссии и при взятии Берлина. Многие не вернулись с фронта. Е. Данилевская, М. Кудинов, И. Габиев, Д. Лебедев, К. Сапаров, Н. Харин, Ш. Гасанов, И. Джапаридзе, Г. Максимов и другие – около 200 фронтовиков трудились в порту в послевоенные годы.  

«Коллектив старейшего предприятия республики хранит память о великом подвиге советского народа в борьбе с фашизмом. Очень жаль, что с каждым годом все меньше и меньше портовиков — свидетелей и участников тех героических событий — остаются с нами. Но мы, нынешние портовики, не забываем о ветеранах и стараемся оказывать им посильную адресную помощь», — сказал на открытии монумента генеральный директор Махачкалинского морского торгового порта Мурад Хидиров.

Статьи из «Общество»

ДОСААФ ожидает реорганизация

14
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

9
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

7
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

12
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

6
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

45
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

13
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

128
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

14
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

41
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

39
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...