Среди лучших в России
Добрую традицию воспитывать патриотов в Махачкалинском лицее №9 заложил в 1932 году, тогда еще средней школы, ее первый директор Павел Николаевич Михайлов. Сегодня лицей удостоен высокой всероссийской награды «За вклад в воспитание гражданина и патриота России», а за участие во Всероссийском детско-юношеском конкурсе утренников, театрализованных и спортивных представлений «День Победы, 71 год!», отмечен кубком победителя. Еще одна убедительная победа – во Всероссийском конкурсе «100 лучших предприятий и организаций России-2015» в номинации «Активный участник реализации приоритетных национальных проектов России».
Лицеисты – активные участники, победители и призёры ежегодного международного конкурса «Детство без границ». Недавно министр печати и информации РД Бурлият Токболатова отметила их работу дипломом за патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В чем сегодня состоят особенности патриотического воспитания молодежи, что такое семейные ценности и что брать за основу российской идеологии, рассуждает директор лицея Шамсият Алиевна Насрулаева.
– Ни для кого не секрет, что понятие патриотизма ныне, к большому сожалению, вышло из обихода молодого поколения. По крайней мере это высокое и благородное чувство утрачено преимущественно в молодежной среде. И в этом вина, считаю, наша, педагогов. К счастью, уже утверждена госпрограмма по воспитанию патриотизма. В ней предусмотрены встречи с ветеранами, экскурсии, шефство воинских частей над школами. Я как педагог задаюсь вопросом: хватит ли этих мер для того, чтобы вырастить поколения, по-настоящему любящие свою Родину?
Учитывая сильное влияние то с Запада, то с Востока, нередко слепое следование молодых зарубежным канонам, будь то в моде или в религиозных убеждениях, сегодня как никогда остро встает вопрос о государственно-патриотическом воспитании молодежи. Уехать из страны, покинуть Родину у некоторых молодых людей считается даже престижным. Не получив верного представления о героической истории своей страны, очень часто они соблазняются «прелестями» меркантильного общества, в котором ценятся исключительно деньги. Мы понимаем, насколько трудна реализация задачи по воспитанию истинных патриотов. Тут не обойтись без серьезных усилий всех, кто хотя бы в какой-то мере связан с воспитательным процессом, начиная с родителей и детсадовских воспитателей. Сугубо мое мнение сводится к тому, что обязательства по патриотическому воспитанию граждан должны распространяться на всё общество целиком и эту миссию должны исполнять все органы государственной власти, образовательные учреждения и некоммерческие организации.
Важно закрепить нормы военно-патриотического воспитания на законодательном уровне. Вот слова Президента В.Путина: «У нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма».
Вопрос о любви к Родине важнейшая составляющая и воспитательной, и мировозренческой сферы. Нужна единая общенациональная идея, которая сплачивала бы нацию, объединяла и поднимала людей на возрождение страны, – считает Шамсият Алиевна.
– В лицее разработана «Комплексная целевая программа гражданско-патриотического воспитания» учащихся на 2012-2016 годы. «Система духовного и военно-патриотического воспитания, выстроенная педколлективом, реально готовит ребят быть готовыми постоять за свой регион, страну. Уроки истории, литературы, географии, ОБЖ, обществознания, основ религиозной культуры и светской этики и другие построены на материалах военно-патриотической направленности. Помимо этого, проходят внеурочные мероприятия. Уроки мужества, вечера, сборы, беседы, классные часы, просмотры видеофильмов, занятия в военно-прикладных кружках», – рассказывает она, подкрепляя сказанное длинным списком завоёванных лицеистами наград. Ведущую роль играет школьный музей, созданный учениками и педагогами, где хранятся материалы о подвигах земляков-участников военных событий, предметы, рассказывающие историю края.
При этом на сегодняшний день, директор считает, в деле военно-патриотического воспитания молодежи есть ряд проблем, которые требуют своего разрешения.
– Помню, еще в школьные годы учитель по истории и обществознанию вбивал нам в головы прописные истины: «…Государство не может существовать без базиса и надстройки. Базис – это экономика страны, а надстройка – это идея, дух, внутренний мир». Воспитывая молодое поколение, мы обязаны противопоставить искуственно созданным ценностям истину. А истина заключается в том, что за деньги нельзя купить три вещи: любовь, друзей и здоровье. На первом месте стоит любовь. Любовь к матери, детям, родной земле. Сказанное актуально всегда, – уверена Ш.Насрулаева.