Сетевое издание «Дагестанская правда»

04:00 | 19 сентября, Сб

Махачкала

Weather Icon

Старый мотив «железки»

A- A+

Железная дорога – привычная. То, чего не может не быть. Кажется, что она была всегда: как же без нее!

Привычна ее романтика. Отзвуки путешествий, особенно дальних, памятных… Незабываемые прощания и поспешные признания – постоянные и незаметные для железнодорожных перронов. Проводы – лица и улыбки, цветы и объятия.

Всполохи огней ночных станций – тоже привычная романтика: таинственная тишина долгих стоянок, когда меняют локомотив или бригаду, вздохи и протяжные скрипы под полом вагона, голоса вокзальных дикторов и незлобивые перебранки … Куда-то бредут и бредут по соседним путям угрюмые товарняки…

Несмотря на привычность и обыденность, мир этот необыкновенен. Он весь в себе, он отличается от всякого иного. Он завораживает, он притягивает. Первое в мире кино братьев Люмьер – кадры прибывающего поезда. С тех пор почти нет художественных фильмов, затрагивающих эпоху существования железных дорог, в которых хоть раз не показали бы поезд. В 1920 годах в периодической печати даже выходили негодующие статьи кинокритиков по поводу перегрузки выпускаемых фильмов «паровозными сценами». Кинематографистов можно понять: уж больно выигрышное зрелище!

Широко известно, что первой русской железнодорожной магистралью стала дорога Петербург-Москва длиной 650 километров. Она была открыта для так называемого правильного движения (то есть для регулярной перевозки по всей протяженности маршрута) в 1851 году. Ее строили почти девять лет. Между прочим, не так уж и долго – даже по нынешним понятиям, если припомнить, скажем, долгострой БАМа. Про нее пишут, что это было чудо, технический шедевр своего времени – и технический, и архитектурный, и социальный, потому что пользоваться ею могли все сословия тогдашнего русского общества.

И у нас в Дагестане именно она способствовала превращению Порт-Петровска из провинциального городка в культурный и промышленный центр. Мало кто знает, что здесь строительство порта и железной дороги шло практически одновременно. Сооружение Петровской гавани по проекту военного инженера Фалькенгагена началось в 1861 году. В том же году в газете «Кавказ» сообщалось о строительстве этой первой железнодорожной ветки, вызвавшей восхищение современников того периода: «Итак, вот у нас в Дагестане железная дорога – первая железная дорога на Кавказе».

Необходимость соединения Центральной части империи с Кавказом, представлявшим собой обширную территорию с колоссальным хозяйственным потенциалом, стала очевидной после окончания Кавказской войны.

В 1915 году была проведена железнодорожная линия, соединившая Порт-Петровск с Темир-Хан-Шурой, тогдашней столицей Дагестана. Большую роль в строительстве этого участка пути сыграл темирханшуринец Даидбек Даидбеков, вложивший в это дело все свои силы, энергию и собственные средства. Он имел высшее техническое образование и одной из основных целей своей жизни считал строительство железной дороги в Дагестане. Благодаря ему на карте горного края появилась железнодорожная ветка, соединившая два главных дагестанских города – Темир-Хан-Шуру и Порт-Петровск, что дало возможность общаться друг с другом жителям не только этих городов, но и расположенных между ними селений и горных аулов.

Всего в пределах Дагестанской области было со­оружено 10 станций: Чирюрт, Темиргое, Петровск-Кавказский, Порт-Петровск, Манас, Бойнак, Каякент, Мамедкала, Дербент, Белиджи, 14 разъездов, несколько десятков мостов, возведено 53 здания. Железнодорожная магистраль, протянувшаяся вдоль всей Прикаспийской низменности, оказала огромное влияние на социально-экономическое развитие Дагестана и вовлечение его в общероссийский торговый оборот.

С проведением железной дороги в республике связано строительство крупных промышленных предприятий, развитие сети шоссейных дорог, связавших внутренние округа Дагестана между собой и с другими регионами России.

Вот что говорилось в документе тех лет: «До этого совершенно пустынного характера равнина, на которой можно было встретить лишь одних пастухов со стадами овец, стала постепенно оживать. Фабрично-заводская промышленность получила начало своего развития в этой низменной части Дагестана, по преимуществу в городах Порт-Петровске, Дербенте, Темир-Хан-Шуре, Хасавюрте, Кизляре».

Кроме того, некоторые отрасли народного хозяйства Дагестана, выражаясь словами современника, «были вспрыснуты живой водой».

… Железной дороги не могло не быть, но это стало понятно только тогда, когда она была сооружена и заработала.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»

  • Наш дом 

    Выбрался в кои-то веки в Эльтавский лес за желудями и шишками. Ни того, ни другого там не обнаружил, зато...

    11

    19 часов назад

  • Главный лесничий 

    На них возложена задача – беречь лес, охранять его, составлять протоколы в отношении нарушителей. При этом...

    50

    20 часов назад

  • Все перемены – в головах 

    Мы часто слышим, что мудрость приходит к нам с годами. По этому поводу лучше всех, мне кажется, сказал...

    39

    20 часов назад

  • Клянусь солнцем и луной!  

    Когда-то солнце и луна были… братом и сестрой. И жили они дружно-дружно, все делали вместе – одновременно...

    13

    20 часов назад

  • Инспектор, который никогда не остановит 

    На дорогах нашей республики водители уже встречали «обманок» в виде профилей полицейских машин. Издали и...

    5

    20 часов назад

  • Смазка для… номеров 

    От необходимости поездки в ремонтную мастерскую не застрахован ни один владелец автотранспорта. И у многих...

    5

    20 часов назад