Сетевое издание «Дагестанская правда»

07:00 | 21 января, Чт

Махачкала

Weather Icon

Стратегический выбор исламских стран

A- A+

В последнее время в исламском мире получают развитие идеи умеренного ислама… Они рассматривались и на международной конференции "Мусульмане СНГ за межконфессиональное и межнациональное согласие", состоявшейся 17 июня в Москве. Ее участники отмечали, что это направление в исламе призывает к "умеренности", "центризму", "срединному пути", который изначально заложен в Коране и Сунне. А председатель Управления мусульман Кавказа (УМК) шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде прямо заявил: "Мы сегодня знаем, какой нам нужен ислам. "Васатыя" - умеренный ислам - это то, в чем нуждается сегодня не только Россия, но и СНГ. У этого есть будущее".

Следует отметить, что к идеям умеренного ислама арабские страны обратились после террористического акта 11 сентября в Нью-Йорке, когда в западных странах усилились антиисламские настроения и возникла угроза новых разделительных линий по религиозно-цивилизационному принципу. Для разработки концепции умеренного ислама в Кувейте был создан специальный международный центр. Что касается московской конференции, то она поддержала идею открытия в Москве подобного центра и его филиалов в республиках Северного Кавказа. О поддержке ее заявил также заместитель главы Администрации Президента РФ В.Сурков . 

Возникает справедливый вопрос: почему вдруг исламские страны обратились к умеренному исламу? Почему к нему такой большой интерес в других странах, в том числе и в России ? Ответы на эти вопросы имеют принципиальное значение, ибо с этим связано понимание выбора стратегического направления развития исламского мира в условиях глобализации и формирования глобальных центров силы. 
Развитие умеренного ислама, как правило, связывают с использованием его для борьбы с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом. В целом это верно. Сегодня действительно приходит понимание того, что терроризм — глобальное явление и против него нужно создавать широкий международный фронт, включающий  как западные страны во главе с США, Россию, Китай и Индию, так и мусульманские страны. Следует подчеркнуть, что одно из направлений работы кувейтского центра "Умеренный ислам" является противодействие религиозно-политическому экстремизму. Однако, на наш взгляд, умеренный ислам востребован самой практикой демократизации общественной жизни в исламских странах, их консолидации и включения в мировые структуры как одного из цивилизационных центров многополярного мира. Говоря другими словами, умеренный ислам востребован как  стратегический фактор развития исламского мира в условиях глобализации.

Исламский мир сегодня переживает один из самых сложных периодов в своей истории. С одной стороны, исламские страны, создав современные экономические структуры с помощью западных технологий, западного опыта организации  производства, пытаются занять свою нишу в глобализирующемся мире, а с другой — остаются  зависимой "периферией" мировой экономики, поставляющей на рынки индустриально развитых стран сырьевые ресурсы, и прежде всего нефть. Все их попытки добиться равноправного участия в международном разделении труда, равно как и   партнерства в международных делах, не дают желаемого результата. Неравноправное положение исламских стран в системе международного разделения труда — очевидный факт. 

Сегодня действительно приходит понимание того, что терроризм — глобальное явление и против него нужно создавать широкий международный фронт

Арабо-мусульманский мир на 2/3 превосходит Запад по численности мирового населения и в пять раз меньше производит мировой валовой продукт (ВП). Его доля в мировом экспорте в десять раз меньше, чем западных стран. Иначе говоря, у хозяйственных систем исламских стран низкая эффективность и конкурентоспособность, они не способны обеспечить своему населению достойные условия жизни.

Исламские страны давно уже поняли, что в современном противоречивом мире, в котором сложились гигантские международные монополии (олигополии), нельзя быть самостоятельным игроком без консолидации и формирования исламского полюса многополярного мира. В то же время между ними остается масса неразрешенных проблем и противоречий. Между Саудовской Аравией, Египтом, Малайзией, Ираном, например, идет борьба за лидерство в исламском мире, не говоря уже о том, что иранская ядерная программа представляет угрозу национальной безопасности многих ближневосточных мусульманских стран. У арабских стран общие географическое пространство, культура, религия, традиции, национальный менталитет, и тем не менее они никогда не могли объединиться даже перед угрозой  внешней агрессии. Поэтому у арабов стало ходячим выражение: "арабы объединяются, чтобы не объединиться".

Исламский мир не может не учитывать современные демократические веяния. Как противовес американскому плану демократизации большого Ближнего Востока, Лига арабских стран (ЛИГ) приняла программу демократизации общественной жизни арабских стран. Во многих из них проведена приватизация государственной собственности, развивается многоукладная экономика, создана демократическая политическая система, в которой участвуют различные политические партии и общественные организации. Вместе с тем демократические процессы наталкиваются на упорное сопротивление консервативных сил, рассматривающих демократические перемены как неприемлемый для Востока элемент западной политической культуры.    

Словом, после завоевания политической независимости, создания национальных государств исламские страны столкнулись со сложнейшими вызовами глобализирующегося мира, на которые они не могут дать адекватные ответы. Многие авторитарные, националистические режимы дискредитировали себя в глазах мусульманского населения. И это стало причиной  активизации деятельности религиозных общественно-политических течений и организаций. В последнее время их влияние на общественно-политическую жизнь в мусульманских странах заметно возросло.  Ряд исламских организаций не только предлагают политические проекты переустройства общества, но и претендуют на политическую власть.

Вместе с тем политические притязания исламских партий и организаций наталкиваются на упорное сопротивление властных органов, что ведет  к их радикализации. Радикальные религиозно-политические течения стали международным явлением. Они распространяют свое влияние по всему миру и представляют угрозу международной безопасности государств. 

Идейной основой деятельности почти всех политизированных исламских организаций, в том числе и радикальных, являются идеи раннего, первоначального ислама — салафии, — то есть фундаментализм. Он претендует на роль идеологической основы консолидации исламского мира как единого субъекта международных отношений.

В развитии исламского мира, таким образом, обозначились две противоречивые тенденции: с одной стороны, стремление исламских стран к демократизации, к консолидации и формированию исламского полюса многополярного мира, а с другой, — выход на передний план политизированных и радикализированных религиозных течений, оказывающих влияние на политическую жизнь исламских стран. Притом  радикальные религиозные течения создают угрозы международной безопасности государств. Все это дискредитирует исламский мир, препятствует демократическим процессам и консолидации исламских стран. Поэтому ряд исламских стран, в том числе Кувейт, Саудовская Аравия, стали инициаторами обсуждения идей умеренного ислама как оптимального пути развития арабо-мусульманского мира в условиях глобализации. Принцип умеренности, усредненности вытекает из Корана. В нем сказано (смысл): "И вот мы создали вас общиной срединной, чтобы вы свидетельствовали за других людей, за вас же свидетелем был Посланник" (Коран, 2-я сура, 143 — й аят).

Ислам — не только религия, вероучение, но и особая цивилизация,  культура, особый уклад жизни. Он пронизывает все сферы общественной жизни, в том числе государственную, политическую. В рамках исламской культуры сложилась особая система духовно-нравственных, политико-правовых, общественно-культурных ценностей, возникли разнообразные представления об основах власти и права, различные взгляды на отношения человека и государства, на общество в целом. И центральное место в этом идейном наследии занимают представления, развивающие такие начала общественной жизни, как умеренность, компромисс, стабильность, консенсус, лояльность властям, постепенность, совещательность, предупреждение и избежание различных пороков и др.

Умеренный ислам призван сблизить последователей ислама в разных странах, способствовать их взаимодействию с представителями других конфессий и идеологических течений.

Концепцию умеренного ислама еще предстоит разработать. Это — большая и кропотливая работа, требующая усилий не только ученых-алимов, теологов, но и представителей светской общественно-политической и философской мысли. Вместе с тем уже сегодня можно с уверенностью сказать, что именно он наиболее полно отвечает гуманистической, человеческой природе, сущности инновационной модернизации, — то есть общественным преобразованиям, направленным на развитие и раскрытие человеческих способностей, дарований и талантов. В исламе, как и в христианстве, главным божественным творением является человек. Он высшая и абсолютная ценность. Ислам проповедует святость человеческой личности. Человек наделен огромными возможностями и относительно свободен. Согласно религии ислам, Аллах указывает ему правильный путь, а Пророк Мухаммад дает образец следования этому пути. Жизненный успех и спасение души человека зависят от того, будет ли он в своих поступках руководствоваться наставлениями Аллаха и примером Пророка. Арабские страны, как видно,  с помощью умеренного ислама пытаются  ответить на вызовы современной технологической инновационной цивилизации.

Гуманистические, человеческие ценности, как известно, лежат в основе рационалистического направления в исламе.  Называя их подлинным наследием исламской цивилизации, известные арабские ученые заявляют, что они и сегодня сохраняют свою актуальность, жизненную силу, оплодотворяя современную мысль и культуру мусульманского Востока. У представителей рационалистического направления в исламе, они считают  необходимым, прежде всего, перенять "веру в человеческое достоинство и величие человеческого разума, способного не только различать добро и зло, но также понимать смысл жизни и предназначение миссии человека в мире, проникать в суть вещей".

Таким образом, исламские страны, актуализировавшие идеи умеренного ислама, в очередной раз показывают, что ислам — мировая религия и его историческое предназначение — служить высшим идеалам развития человечества, а не обслуживать узкополитические и корпоративные интересы геополитических сил современности. В сложной идейной борьбе, которая ведется вокруг исламского наследия и исламских ценностей, они предлагают опираться на умеренный ислам, который является альтернативой фундаменталистским и радикальным течениям.

На фоне глубоких перемен, происходящих в исламском мире, возникает справедливый вопрос: а готовы ли последователи ислама в Дагестане адекватно ответить на вызовы современного глобализирующегося мира?

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»