Страж Каспия
Ближайший родственник Махачкалы – Каспийск. Когда хочется немного тишины и покоя, мы едем туда. И каждый раз замечаем, как быстро меняется город, история которого началась со строительства военного предприятия по производству морского оружия.
Сегодня восьмой цех завода «Дагдизель» – место притяжения наших гостей. Он, как несменный страж Каспия, наблюдает за тем, как день за днем меняется родной город.
«Строительство города было объявлено всесоюзной комсомольской стройкой. Ежедневно на строительство завода и города приезжали новые люди: мастера каменной кладки из Армении, опалубщики из Архангельска, днепропетровские бетонщики, землекопы из Кубани и Ставрополья, инженеры из Москвы и Ленинграда, камнетесы из горных аулов Дагестана. Вчера еще пустынная степь быстро покрылась разноцветными брезентовыми палатками. И бесконечным обозом тянулись к стройке двухколесные арбы, подвозившие строительные материалы. Сюда съезжались лучшие молодые специалисты страны: инженеры, врачи, рабочие, учителя. Всего через восемь лет палаточный поселок превратился в настоящий город: огромный завод, ТЭЦ, красивые многоэтажные дома, две новые школы, поликлиника, больница, стадион, клуб, гостиница, библиотека, танцплощадка и т.д.
В 1940 году завод «Дагдизель» стал одним из крупнейших предприятий на Северном Кавказе. Поселок «Двигательстрой» насчитывал в то время около 17 тысяч жителей. Он состоял из двух частей: многоэтажная часть его называлась «соцгород», а вторая, расположенная за железной дорогой, между хлебозаводом и старым зданием военкомата – «стандартные дома», или «квартал». До войны были построены клуб завода у моря с городской библиотекой, 1-я и 2-я средние школы, поликлиника и больница. Поселок сразу создавался как режимный объект, а потому был опоясан двухрядным ограждением с колючей проволокой и прожекторами по периметру. Пройти или проехать в «Двигательстрой» можно было только при наличии прописки в паспорте или специального пропуска. В Махачкалу из поселка можно было проехать либо на поезде по железной дороге (утром туда, вечером обратно), либо по узкоколейке на дрезине, называвшейся в народе «кукушкой». В своем составе она имела два небольших вагончика. Узкоколейка начиналась в районе железнодорожной станции, проходила мимо поликлиники, далее по улице С. Стальского до лесопилки, расположенной на берегу моря. Там она поворачивала в сторону Махачкалы», – рассказывается на сайте «Мой Каспийск».
В то время между «Двигательстроем» и Махачкалой были сплошные песчаные барханы со скудной растительностью и животным миром: змеями, ящерицами, тушканчиками, сусликами. Поэтому иногда из-за песчаных заносов дрезина сходила с рельсов; по просьбе машиниста все взрослые пассажиры выходили из вагонов, поднимали дрезину и ставили ее на рельсы. Такая поездка в Махачкалу занимала по времени от 3 до 4 часов.
В годы Великой Отечественной войны завод № 182 снабжал фронт вооружением и боеприпасами. В 1943 году коллектив завода получил благодарность Верховного Главнокомандующего, а в 1945-м – Красное знамя Государственного Комитета Обороны СССР. В 1948 году здесь освоили производство дизельных двигателей, которые поставлялись в более чем 34 страны мира.
Восьмой цех – неотъемлемая часть города, опознавательный знак: увидят на фото и сразу понятно – Каспийск. Он как маяк для Махачкалы. А с недавних пор стал доступен для людей: его включают в туристический маршрут. Цех еще называют каспийским фортом Боярд. И, судя по фото в социальных сетях, атмосфера внутри заброшенного здания идеально подходит для съемок какого-нибудь блокбастера. Но в Голливуде о нем пока еще не знают. Желающих лично запечатлеть его становится всё больше, за годы своего одиночества он оброс тайнами и мифами.
А когда-то тут испытывали самое современное оружие. Восьмой цех строился четыре года. В свободных источниках пишут, что железобетонное основание, на котором стоит сооружение, строилось на берегу – для этого вырыли огромный котлован и в нем залили железобетонный фундамент высотой 14 м. После этого перемычку между котлованом и морем убрали и в полузатопленном состоянии гигантский железобетонный «ящик» отбуксировали по воде к месту его установки в море. Там его подняли на заранее подготовленную площадку из бутового камня и продолжили строительство надводной части цеха. Ходили байки, что главный инженер поседел, когда основание не всплыло, а уровень воды уже достиг расчетного. Впрочем, всё закончилось благополучно.
И в те годы цех был чем-то вроде маленького карликового государства. В нем помимо производственных помещений были лифт, столовая, общежитие, спортзал и библиотека, а пол, как дома, был устлан паркетом. На самом верху сооружения находилась смотровая площадка. Сегодня здесь хозяйничают птицы, цех стал для них убежищем. Пишут, что в годы Великой Отечественной войны немцы хотели захватить сооружение целым, но им это не удалось. Цех активно работал до 1959 года. В 1966-м его закрыли, т. к. технологии производства торпед ушли далеко вперёд и использование цеха уже не было целесообразным. До конца 1976 года он находился под охраной, а 29 декабря 1976 года она была снята.
Еще один неотъемлемый символ города – каменная русалочка на фоне моря. О ней расскажем в следующих номерах газеты.