12:22 | 23 ноября, Чт

Махачкала

23.11.2017
1EUR69.4030Руб-0.4154
1USD59.0061Руб-0.4543

Светское образование – важнейший компонент культуры

A- A+

Гасан Абдуллаевич из селения Алкадари (1834-1910 гг.) – выдающийся ученый, мыслитель, поэт и общественно-политический деятель Дагестана своего времени. О нем написано немало. Среди работ об Алкадари и мои фундаментальные работы.

Гасан Алкадари оставил богатейшее и многогранное наследие, которое можно и нужно использовать с определенными комментариями в наши дни.
 
В отличие от восточных завоевателей Алкадари высоко отозвался о России и выгодности для Дагестана присоединения к ней. Известно, что он был религиозно образованным человеком, внуком тарикатского шейха Магомеда Ярагского и сыном известного мудариса Абдуллы. Он был дважды репрессирован и царизм не идеализировал. Тем не менее открыто и громко приветствовал факт присоединения к России.  Трезвость мышления, способность предвидеть и познать возможные и неизбежные процессы, связанные с присоединением к России, помогли ему, человеку из такой семьи, понять преимущество России для всестороннего прогресса своего родного края.
 
Он отмечает: «Горцы еще не знают «нужды и запросы эпохи», но, чтобы их понять, нужно вникнуть в их сущность, а для этого нужно дать горцам светское образование». Ученый призывает родителей и молодежь «о будущем серьезно подумать и не пропускать удобного случая ветрено». Это объясняется, по его мнению, тем, что дагестанцы сильно отстали в своем развитии, «остались в запустении и скудости», думая, что им «все подадут с неба».
 
Он подчеркивал, что Дагестан своими силами не может противостоять крупным державам и существовать как самостоятельное государство, считая неблагоразумными мысли и попытки тех, кто, не учитывая реальные возможности, выступал за самостоятельную государственность в Дагестане. Мыслитель подробно освещает, какие положительные результаты для горцев приносит сейчас и может принести впоследствии присоединение его к России.
 
 Алкадари понимал и поэтому придавал  особое значение светскому образованию как важнейшему компоненту культуры. Он понимал и не раз подчеркивал, что в тех исторических условиях арабо-мусульманская система образования не может дать современные знания. Она сильно отстала от потребностей эпохи. Поэтому настойчиво и последовательно выступал за светское образование, не отрицая необходимости и мусульманского образования.
 
Алкадари первым открыл в своем селении светскую школу, где сам преподавал разные науки. Потом ученый предпринял попытку с помощью общественности построить хорошее школьное здание. Когда понял, что крестьяне Южного Дагестана из-за своей бедности не могут собрать требуемую сумму, он обратился к бакинскому нефтепромышленнику З.Тагиеву. С идеей о помощи общественности открыть школы выступил дагестанский мыслитель в газете «Экинчи». Она была поддержана и использована выдающимися азербайджанскими учеными и общественно-политическими деятелями М.Ахундовым, Г.Зардаби и другими.
 
К сожалению, не увенчались успехом и попытки М. Ахундова и других деятелей провести реформу арабского алфавита с целью облегчить усвоение грамматики. Поэтому Алкадари поддержал идею создания письменностей народов Дагестана, отвечающих фонетическим особенностям их языков на основе русской графики. И в этой связи он положительно отзывался о начинаниях П. Услара по разработке письма ряда народов Дагестана.
 
Алкадари мечтал о благополучии и счастье народов Дагестана и понимал, что это связано с уровнем материальной и духовной жизни, а это возможно только тогда, когда горцы осознают: только своим умом и трудом можно достигнуть такого уровня. С присоединением к России, по мнению ученого, создались возможности для этого. И в этой связи он призывал горцев развивать материальное производство, технику, ремесла, средства передвижения, торговлю.
Алкадари также настаивал на открытии учебных заведений по подготовке специалистов различных областей сельского хозяйства, промышленности, бытовой техники.
 
В своих статьях в газете «Экинчи»  он выдвигает своего рода программу перестройки архитектуры села и сельского быта. Скученность и теснота домов, узкие улицы в селениях были обусловлены в свое время соображениями безопасности, а теперь они доставляют неудобства и опасность в случае пожара. Он рекомендовал строить дома на расстоянии друг от друга, расширять улицы до 8 аршин. В заключение мыслитель отмечает: чтобы избавиться от экономической  и культурной отсталости, нужно воспринять европейскую и русскую цивилизацию, не отказываясь от своих, оправдывающих себя в новых условиях традиций и наследия. Алкадари несколько раз отмечает, что религиозные суеверия, консерватизм мышления мешают дагестанцам понять и воспринять европейско-русскую цивилизацию. Довольствуются «мотыгой и сохой, бродят в пустыне невежества», недопонимая значение современной цивилизации.
 
Очень интересны и поучительны этические идеи и мысли ученого. Они изложены в основном в поэме «Завещание сыновьям и внукам». В них он воспевает трудолюбие, любовь к родине и родным местам, свободную жизнь страны, сплоченность и храбрость. Гасан Алкадари советует молодым не уронить достоинства в общении, дружбе и в борьбе с врагами, уважать старших, любить свой язык, дагестанские традиции, осуждает набеги и кровную месть.
 
Работавший в Ясной Поляне у Л. Толстого садовником лезгин Эфендиев выступал в свое время в ДГУ и рассказывал, что Л. Толстой переписывался с Гасаном Алкадари. Можно предположить, что проповедь Л. Толстого непротивления злу насилием оказала влияние на Алкадари. В одном из стихов он, ссылаясь на персидского поэта Хафиза и историка Бакиханова, призывает быть с друзьями ласковым, а с врагом искать компромисс и взамен всякого зла предлагать добро. Не стремиться к славе и высокому положению в обществе, так как «в этом меде содержится и яд». Алкадари пытается внушить отвращение, ненависть к подхалимам и пресмыкающимся перед  сильными мира сего. Самыми ценными качествами человека поэт считает борьбу за правду, стремление  к научным знаниям, совершение полезных народу дел. «Не гонись за богатством, гонись за наукой, наука любого врага сокрушает». 
 
Важно отметить, что в условиях вхождения Дагестана в состав России любовь к народу, по его мнению, «заключается не столько в храбрости, сколько в борьбе за приобщение горцев  к передовой культуре и технике». Поэт отвергает принцип мусульманской исключительности, по его мнению, все народы равны. Единственное, что возвышает человека, – это добрые дела, совершенные им во имя народа. «Не правоверен никто, если не совершает добрых дел. И кафир тот, кто не ищет правды». 
 
Здесь мы остановились только на нескольких вопросах творчества Гасана Алкадари, связанных с культурой. У него много исторических работ, философских рассуждений и песен. Ему принадлежит единственная работа систематизированной истории досоветского Дагестана «Асари Дагестан» (Исторические сведения о Дагестане). Известные русские и советские ученые-востоковеды академики В. Бартольд и И. Крачковский характеризуют его работы  как талантливые и важные для своего времени.
 
Гасан Алкадари пользовался большой популярностью как у мусульмански, так и у светски образованных людей, знал арабский, турецкий, русский и  чуть ли не все языки Дагестана. Его популярность объяснялась не только широким кругом знаний, но и обаянием, добропорядочностью и тем, что он служил интересам народа. 

Статьи из рубрики «Общество»