Сетевое издание «Дагестанская правда»

08:00 | 01 декабря, Вт

Махачкала

Weather Icon

Тариф на бесконтрольную независимость

A- A+

Тему пассажирских перевозок можно считать никому не интересной по той причине, что и к повышению цен на услуги перевозчиков, и к далеко не презентабельному виду транспорта мы давно привыкли. Если не задумываться над тем, что, оплачивая услугу, мы вправе требовать безопасность при ее оказании. А под безопасностью стоит понимать и состояние автомобиля, и состояние водителя. Да и проблема ценообразования не перестает быть актуальной.

Интересный эксперимент провели журналисты телеканала «Москва 24»: предложили депутатам Госдумы воспользоваться услугами такси эконом-класса. Из девяти народных избранников только двое согласились ознакомиться с транспортной проблемой Москвы лично. Довольными не остались. Первый водитель приехал без маски, которую «просто снял», второй отказывался показывать путевой лист до тех пор, пока не увидел депутатское удостоверение. После объяснил, что документ «закончился, а новый получить не успел». «Продается же в Интернете, сколько хочешь можно взять», – «успокоил» водитель.

На вопрос депутата, проходят ли водители медосмотр, таксист ответил, что за плату в 800-1000 рублей в фирме выдают пачку готовых справок. Дезинфекция салонов не проводится, а справку о санитарной обработке автомобиля смог предоставить только один водитель. Как он ее получил – не поясняется. Потом Москва с ее сотнями тысяч такси сокрушается над ростом числа инфицированных…

Сам себе регулировщик

В Дагестане отношение к безопасности в сфере пассажирских перевозок можно считать посредственным. Обработка общественного транспорта обеззараживающими средствами в разгар пандемии весной этого года проводилась едва ли регулярно. И если в городах нет-нет да практикуется проверка наличия у перевозчиков лицензий, то с междугородними перевозками дела обстоят гораздо хуже.

К примеру, услуги такси, как выяснилось, никем не контролируются, цены регулируются исключительно самими водителями. К примеру, добраться из Махачкалы в Дербент можно за 300 рублей, но за поездку из Дербента в Махачкалу попросят уже 500 рублей… Рост тарифов такси может быть связан с увеличением цен на топливо, ремонт и общим повышением расходов перевозчиков. Но как объяснить увеличение цены на треть за проезд по одному и тому же маршруту?

Попытавшись разобраться в столь странной тарифной политике, мы обратились в Минтранс Дагестана. В ведомстве посоветовали звонить в Республиканскую службу по тарифам, где тоже развели руками: спросите в Минтрансе. Звоним снова. Теперь уже в министерстве проинформировали, что только выдают лицензии на междугородние перевозки такси, применяют риск-ориентированный подход при проведении проверок совместно с сотрудниками ГИБДД и налоговиками, но цены регулировать не могут. Такое объяснение дали в отделе государственного контро­ля министерства, пояснив: таксист – индивидуальный предприниматель, сам вправе формировать цену. Точнее – выдумывать.

Но тут стоит помнить, что работа по упорядочению сферы автомобильных пассажирских перевозок в первую очередь включает не только обеспечение безопасности и качества, увеличение собираемости налогов с отрасли, но и борьбу с коррупциогенными факторами в ней. В этой связи сложившаяся ситуация с пассажирскими перевозками вызывает особую обеспокоенность. Наличие высокой доли «теневого» сектора и недобросовестной конкуренции создает почву для разного рода злоупотреблений.

По мнению экспертов, для того чтобы повысить качество применяемой тарифной политики, необходимо создать эффективный метод, который будет учитывать социальную значимость транспортных услуг и сочетание элементов рыночного и государственного регулирования. Применение подобной политики необходимо, так как предприятия должны быть прибыльными за счет более эффективной работы, а не за счет повышения тарифов. Но при этом необходимо также руководствоваться законами и актами в области тарифо­образования. Только по факту выходит, что заниматься этим никто не вправе: частный бизнес в сфере пассажирских перевозок точно неприкасаем.

К примеру, положение с внутригородскими перевозками: существует два вида, предусмотренных федеральным законодательством, – по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Перевозки, осуществляемые в Махачкале автобусами малого класса, относятся к категории нерегулируемых тарифов. То есть право устанавливать тариф лежит на самих перевозчиках. Они его устанавливают и уведомляют об этом администрацию города. В том случае, если в мэрии не согласны с представленной калькуляцией, направляют соответствующее заявление в прокуратуру республики, Службу по тарифам и в УФАС РД на предмет обоснованности представленных расчетов.

Железное правило рынка

В январе прошлого года после очередного повышения цен на услуги городских маршруток затянувшееся разбирательство со справедливостью расчетов поначалу привело к несогласию антимонопольщиков с выросшим тарифом. Прошло без малого два года, но к 23 рублям за проезд махачкалинцы привыкли, на что, по всей видимости, и был расчет, поскольку никаких дальнейших пояснений не последовало. Сработало железное правило рынка – выросшие тарифы уже не вернутся на прежний уровень.

Проблем в отрасли за предыдущие годы накопилось предостаточно, и решить их в одночасье будет невозможно. Одними новыми автобусами и остановками на остановках тут не обойтись. Легализация столь востребованной услуги могла бы внести значительный вклад в пополнение бюджета региона, что само собой подразумевает развитие социальной инфраструктуры, исполнение социальных обязательств в должной мере. Но как легализовать деятельность тех, кто по факту не поддается никакому контролю?

Частный бизнес «кошмарить», конечно, нехорошо, но вправе ли он «кошмарить» пользователей услуг невразумительными суммами, доходы от которых явно нигде не учитываются, если помнить о риск-ориентированных подходах и исключительной самостоятельности при формировании ценовой политики?

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Другие тэги

Статьи по тегам

Статьи из рубрики «Общество»