Купить PDF-версию
04:47 | 18 апреля, Чт
Махачкала
X
09:29 09.06.2017

Тегерком, Таргу, Телреку, Анжу…

За семь тысяч лет, что люди живут на склонах горы Тарки-Тау, как только ни называли местность, где сегодня находится поселок Тарки. Менялись названия, но не расположение древнего города: в своеобразном «гнезде», созданном природой на крутом склоне горы. Место уютное и защищенное. Из Тарки открывается панорамный вид на Каспийское море. Идеальная площадка для слежения за неприятелем: всё как на ладони, ни один вражеский корабль в местной бухте не остался бы незамеченным.

Благодаря своему ключевому положению в Каспийском проходе Тарки-Тау была свидетелем многих исторических событий. У горы Тарки-Тау пересекались разные народы: здесь проходил Великий шелковый путь, торговый путь из Поволжья в Закавказье и Иран. Тарки, как и Дербент, за время своего существования успел побывать форпостом Персии, Арабского халифата, Кавказской Албании, Хазарского каганата, Золотой Орды, Османской империи. Город этот под названием «Инжи-Таргу» известен со второго века до нашей эры, не зря ведь древние называли его «Шехр-и Азим Таргу» («Город Великий Таргу»).

В армянских летописях VIII века, рассказывающих о вторжении «хищников»-арабов на территорию современного Дагестана, из городов упоминаются только два — Дербент и Тарки. Самое узкое место прикаспийской низменности — там, где между горами и морем расположился древний Дербент, — персы называли «Железной дверью». Укрепления у северного коридора, в Тарках, — «Дальней дверью». Подобраться к Тарки с тыла невозможно: тут пропасть. Отвесные скалы закрывали древний город с трех сторон. Подступы к плато некогда охраняли сторожевые башни Казикумухского шамхальства — было такое государство на территории Дагестана в XI–XVII веках. Важная для города-крепости особенность: собственные источники воды обеспечивали Тарки автономность во время длительной осады. Вода здесь просачивалась сквозь окружающие скалы многочисленными ключами.  Хроники X века рассказывают о большом городе, богатом садами и виноградниками. В Тарках были мечети, христианские храмы и синагоги, как и положено процветающему торговому городу.  О стародавних временах  сейчас напоминают лишь узкие средневековые улочки и древние могилы среди жилых домов. Надгробные плиты, похожие на человеческие силуэты, — повсюду. Стоят на обочинах поселковых улиц и словно смотрят на прохожих. Еврейских и православных могил почти не осталось.  В ауле живет кумыкское население. Интересно его происхождение.

Слово «кумык» ученые связывают с названием тюрко­язычного народа «кимак», который является частью кочевых половецких племен, известных под названием кыпчаков. Кимаки относились к западной ветви половцев. Степные пространства, расположенные между Волгой и Доном, кочевники называли Дешт-и-Кыпчак, откуда уже в X веке кыпчаки стали проникать в северный степной и предгорный Дагестан, который находился тогда в составе Хазарского каганата.  Кыпчакские пришельцы растворились среди местного дагестанского населения, передав ему свой тюркский язык.

В XIII–XIV вв. Тарки уже упоминается в связи с нашествием  татаро-монгол и приходом Тимура в Золотую Орду. В этот период Тарки теряют свое назначение, становятся небольшим приморским местечком. В 1499 г. тверской купец Афанасий Никитин  предпринял «хождение за три моря» в Индию. Возле Тарков с ним случилась беда, о которой он так писал Кайтагскому князю Халилбеку: «Судно мое разбито под Тархы, ни твои люди пришед людей поймали, а товар их пограбили; и ты бы  люди ко мне прислал и товар их собрал». И Халилбек отослал людей Афанасия в Дербент, куда поспешил и сам Афанасий.

Тарки из века в век привлекали к себе внимание. Русский купец Федор Котов в I824 г. видел в Тарках  «посад невелик с острожек деревянной стоячей». К концу XVIII в. Тарки занимали «почти полный циркуль горы», так «один дом над другим стоит». Сакли  были построены из дикого камня, по обыкновенному «азиатскому вкусу»,- с плоскими крышами. С XVIII века Тарки считался крупным приморским городом и столицей. Здесь, в Тарках, крепла и развивалась власть кумыкских шамхалов. Именно им первыми из народов Дагестана пришлось столкнуться с российской экспансией Кавказа царём Петром I, который во главе огромного войска в 1722 году вошёл в Тарки. Спустя 100 лет, в 1821 году генерал Ермолов, покоритель Дагестана, построил возле Тарки русскую крепость, завершив тем самым укрепление Сунженской линии. К  крепости вела самая живописная и «видавшая виды» дорога — размытая, в ступенчатых уступах, под скальными навесами, выводя на плато Тарки-Тау. Ее называли Русской (Урус Ёл). Сама крепость Бурная получила свое название из-за ветров, которые с неистовой свирепостью обдували ее. В действительности устрашающее название должно было пугать «непокорных» горцев. 22 июня 1827 года в крепость Бурную прибыл Тенгинский полк, в котором несколько позже служил М.Ю. Лермонтов.

В 1831 г. на крепость Бурную напал Гази-Мухаммед /Кази-Мулла/ – первый имам Дагестана. Он начал «газават» — священную войну против колонизации края, требуя от народа посвятить свою жизнь безу­пречной вере и войне. Имам стремился старые горские обычаи заменить шариатом, мусульманскими законами.

В 1839 г. крепость Бурную упразднили. Гарнизон ее перешел в приморское укрепление Низовое, которое до этого являлось его хозяйственной базой. Вскоре и оно было закрыто. Сейчас следов от крепости Бурной почти никаких не осталось, хотя еще в 1970-е годы туристам показывали наблюдательный пункт, укрепленный каменной кладкой. Позже он помешал промышленной разработке камня и был снесен. Остались лишь ячейки, вырубленные в отвесной скале…

Дом шамхала в Тарху выделялся среди других построек величиной и тщательной отделкой. В отличие от сельских построек, в которых не было настоящих окон, а лишь небольшие отверстия со ставнями, дворец шамхала был с окнами, с рамками и стеклами. У главных ворот находилась тюрьма-яма, выкопанная в земле. На первом дворе, возле навеса  с фонтаном, находился каменный трон шамхала. На втором дворе стояло здание с внутренним фонтаном, здесь шамхал принимал Петра I.

К Тарки-Тау надо относиться как к живому существу. Гора, у подножия которой расположен город Махачкала, в скором времени может попасть в список наследия ЮНЕСКО. Статус памятника природы федерального значения, который ей может быть присвоен, поможет сохранить на её территории редкие и исчезающие виды животных и растений. Цель создания памятника природы федерального значения «Тарки-Тау» – сохранение уникальных для России по своему биологическому и ландшафтному разнообразию территорий аридных предгорий Восточного Кавказа, представленных в нашей стране только на территории Дагестана.

Статьи из «Общество»

Интернет: зло или благо?

8
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

4
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

94
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...

Эпоха «Русского танка»

113
Сами того не подозревая, чиновники Международного олимпийского комитета (МОК) российского борца вольного стиля Абдулрашида Садулаева сделали символом...

Ураза-байрам. Вера, очищение, милосердие

23
Вот и наступил для мусульман долгожданный день...

Мекка современного туризма

34
В прошлом году в Дагестане побывало 1 млн 700 тысяч туристов. Наша республика в течение...

И все-таки: а был ли полет на Луну?

82
В 2021 году исполнилось 60 лет первому полёту человека в...

Великий пост – духовный подвиг

47
Духовный рост и очищение неотделимы от физического усердия,...