Сетевое издание «Дагестанская правда»

01:00 | 06 декабря, Вс

Махачкала

Weather Icon

Терроризм: анатомия протеста

Антитеррор
A- A+

Последние события в мире заставляют внимательно вглядываться в происходящие события на Ближнем Востоке, откуда буквально выковыриваются остатки запрещенной в России террористической организации ИГИЛ, наделавшие здесь немало бед. Главная же проблема заключается в том, что, сменив камуфляж на мигрантские одеяния, они беспрепятственно просачиваются в страны, куда им заказан путь. И нет сомнения в том, что смертоносная война, идущая по всем направлениям, выльется в очередную цветную революцию то здесь, то там, насаждая «демократию» под видом сохранения прав человека.

Типология происходящего не нова, более того, недавний боливийский переворот оказался еще одним подтверждением того, что США не дремлют, их всевидящее око обозревает весь мир, который они готовы безжалостно поглотить, поддерживая привычное мировое господство.

Но и им есть над чем призадуматься. Вот ведь даже послушная Европа начала артачиться, устанавливая свой евросоюзовский правопорядок. Некстати расправила крылья и Россия, требуя уважать свои права и поддерживая страны, не желающие мириться с американской экспансией, призывая к невмешательству в дела других государств. Но напряжение пентагоновских генералов достигло наивысшей точки кипения. Именно они, а не Трамп, определяют внешнеполитический курс Белого дома, пытаясь изнутри взломать извечного врага — Россию. И это не только экономические санкции, но и те самые игиловские «ячейки», число которых может пополниться «мирными мигрантами» с кинжалом за пазухой. На время затаившись, они растекаются по миру, готовя теракты, свержение неугодных Западу режимов, чья политика направлена на отдельную от Америки экономическую, политическую интеграцию. И разговор на тему, касающуюся борьбы с экстремизмом, терроризмом, о непростой ситуации, складывающейся в СКФО в результате возможной эмиграции мятежников ИГИЛ (запрещена в РФ) в дагестанский приграничный российский регион, мы ведем с доктором философских наук, профессором ДГУ Омаром ГУСЕЙНОВЫМ.

— Омар Меджидович, как, с вашей точки зрения, можно рассматривать такой аспект, как нравственный прогресс общества и развитие личности в условиях противоборства многополярного мира, желания утвердиться любой ценой в отдельно взятом регионе? Мы ведь, кажется, научились бороться с терроризмом, экстремизмом. А вот, поди ж ты, проигрываем не в силовом решении, а в механизмах по обработке сознания, влияния арабоязычной идеологии, выхолащивающей традиционное, исконное…

— Не открою секрета, если скажу, что нравственность исчезает там, где стирается грань между этими понятиями, где порок торжествует, а добродетель оказывается изгнанной из священных чертогов, ею пренебрегают, смешивая само понятие добра и зла. И тогда человек поступает не так, как надо, а как ему заблагорассудится в той или оной жизненной ситуации, не считаясь с нормами и правилами, принятыми в обществе. Если же углубиться еще дальше, в природу человеческих пороков, то выяснится, что если нравственность люди воспринимают как непримиримое отношение к пороку, а благородство, бескорыстие, готовность к самопожертвованию во имя правды и утверждения человеческого достоинства, то безнравственность, не признающая границ между добродетелью и пороком и основанная на принципах моральной вседозволенности, обнаруживает себя прежде всего в потере человеком элементарной чести и совести, в забвении своего долга перед обществом, людьми, в способности совершать все и вся ради своих узкокорыстных, эгоистических целей и потребностей. На почве такой антисоциальной, безрассудной, нечеловеческой морали и психологии могут вырасти не только эгоизм и своеволие человека, его пренебрежительное отношение к интересам других людей, общества в целом, его бескультурье и бездуховность, но и его откровенно противоправные, аморальные поступки и деяния, к числу которых относятся экстремизм, терроризм.

Вот мы подошли и к главному. То есть бездуховность порождает те самые агрессивные, протестные настроения, что ложатся в основу экстремистской деятельности, порождая отчуждение от традиционных ценностей. Должен сказать, что экстремизм как сущностная формула может обнаружить себя в во множестве обличий. Одной из острейших форм его проявления выступает ваххабизм, являющийся составной частью более широкого идеологического течения — салафизма, получившего в свое время наибольшее распространение в республиках Северного Кавказа. Именно это течение, чьим последователем считают себя «верные» защитники ислама, исламской морали, открыто выступает против сторонников традиционного понимания ислама, обвиняя их в искажении истинной веры. При этом врагами ислама они объявляют не только традиционалистов, но и но и всех тех, кто не разделяет экстремистские взгляды. И «правоту» свою экстремисты пытаются решить исключительно силовыми методами, прибегая к терроризму, что ведет к разрушению не только исламского вероучения, его морали, но и всех существующих в обществе общепринятых элементарных требований культуры и нравственности.

— Выступающий как один из рычагов, разрушающих пусть и не одномоментно, но поэтапно мировоззрение, образ жизни современных дагестанцев, так или иначе уже отторгающих смысловое значение тождественных представлений, экстремизм, терроризм подминают под себя ту прочную основу, что сформировала особую касту людей, приверженных адатам, обычаям, традициям народов, населяющих уникальный край, соблюдавших для себя на протяжении веков идеологическую формулу единства в многообразии.

— Вы правы. Любые формы проявления экстремизма, терроризма дестабилизируют общество, разрушают его мораль, выступая серьезным препятствием на пути как социально-экономического, так и духовно-нравственного развития. И если иметь в виду, что он лежит в основе такого опасного явления, как терроризм, то станет понятно, что современный экстремизм — это серьезный вызов всему человечеству, с которым оно должно бороться объединенными усилиями. Должен сказать, что как особый способ поведения современный терроризм, политический экстремизм характеризуются тем, что представляют собой мотивированные определенными экстремистскими целями агрессивные, насильственные действия, направленные на разрушение неугодного, неправильного, с точки зрения экстремиста, существующего общества, а следовательно и уничтожения людей, институтов, его олицетворяющих, с целью созидания соответствующего его идеалам «правильного», «праведного» общества.

Основным мотивом, рождающим такое поведение экстремиста, служит его разочарование в обществе, где он не может реализовать свои преступные, аморальные социальные потребности. И поскольку эта «неправильная», «несправедливая», по мнению экстремиста, общественная среда не может исправиться сама по себе, то она, по его убеждению, должна быть перестроена насильственным, агрессивным путем, вплоть до использования самых крайних форм терроризма в отношении тех, кто не разделяет его аморальные, антигуманные взгляды. И практика показывает, что экстремисты не брезгуют никакими средствами, не останавливаются ни перед чем в достижении своих целей, включая убийства, пытки, захват заложников, использование смертников, морально-психологическое давление на противоборствующую сторону. Как видим, экстремизм и терроризм — откровенные антиподы общественной и личной морали, которые воспринимаются сегодня цивилизованным миром как пережитки эпохи дикости и варварства, как прямые инструментарии насилия и уничтожения всего того ценного, положительного, что создано людьми за всю историю человечества. Хочу еще раз подчеркнуть, что все формы экстремизма, терроризма — политический, этнонациональный, уголовный и особенно религиозный, основаны на исламском фундаментализме и представляют собой особую опасность, прежде всего в связи с тем, что в современную эпоху, как никогда ранее, необычайно расширились масштабы и границы их распространения в мире, что не может не вызывать к ним острое неприятие со стороны здравомыслящих людей.

Более того, идеология экстремизма, терроризма, покоящаяся на идее свой исключительной истинности, непогрешимости, отличается крайним неприятием любых других взглядов и мнений, которые с порога заведомо объявляются экстремистами ложными и вредными. Такая агрессивная нетерпимость по отношению ко всем идеологическим оппонентам, по определению, не может быть конструктивной, созидательной, гуманной, ибо главная установка экстремистской идеологии — обоснование различных форм насильственных разрушительных действий. И с такой идеологией не может сегодня мириться человечество, которое остро нуждается в креативном, созидательном потенциале в динамичном движении вперед. А это невозможно себе представить без утверждения в межчеловеческих отношениях идей толерантности, заботы о людях, гуманного к ним отношения. Вне всяких сомнений, экстремистско- террористическая идеология покоится на идее человеконенавистничества, разрушении созидательных норм и правил во взаимоотношениях людей, на отрицании установок человека к созиданию добра и справедливости.

Другой причиной, подпитывающей исламский радикализм, является отсутствие в обществе единых социокультурных ориентаций, что свидетельствует о кризисе культуры, особенно культуры нравственной, что приводит к размыванию в обществе культурных ценностей, росту, значимости индивидуалистических ценностей, ориентированных не на ценности созидания, а на ценности потребления. Все это является благодатной почвой для смещения в сознании молодежи понятий добра и зла, долга, чести и совести, когда отдельные из них считают для себя нормой поведения безответственность, распущенность, вседозволенность, на фоне которых процветают преступность, наркомания и другие противоправные действия. На этой основе легко произрастают семена ксенофобии, межнациональной неприязни, другие антигуманные экстремистские проявления, особенно, если они не встречают отпора со стороны тех, кто может и должен пресекать подобные негативные факты.

— А существует ли панацея от радикализации общественных отношений?

— Особо важную роль в этом призваны играть государственные, общественные институты, которые должны осуществлять твердую, убедительную политику, направленную на укрепление в обществе адекватных современному этапу его развития социокультурных норм и ценностей, давая старт новому типу нравственности, терпимому уважительному отношению этносам к иным культурным нормам и ценностям, доброжелательно взаимодействуя с ними.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Другие тэги

Статьи по тегам

Статьи из рубрики «Антитеррор»