Тимпан
В коллекции Дагестанского государственного объединенного музея им. А.Тахо-Годи много уникальных находок. Одна из них – это тимпан, проще говоря, часть стены над дверью или окном, обрамлённая аркой. Возраст экспоната датируется XIV-XV вв., а местонахождение зафиксировано в Зирихгеране (Кубачи).
На тимпане из глинистого сланца изображен всадник с каллиграфической надписью в архивольте. Всадник по характеру изображения родственен всаднику на оконном тимпане из с. Кубачи, который хранится в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке. Однако в отличие от американского, он пострадал больше: у всадника и лошади были отбиты головы, а также стесано изображение на вынесенной вперед руке. Впоследствии тимпан был расколот, в результате чего на разломах были утрачены правая рука всадника с плетью, хвост и правая задняя нога лошади, а также пострадала часть каллиграфического орнамента. А в 1999 году реставратор ДГОМ Т.Муртузалиев соединил и укрепил расколы, и с тех пор экспонат представлен посетителям музея.
Всадник изображен в движении вправо, вероятно, на соколиной охоте, поскольку очертания сбитого предмета на самой кисти всадника позволяют предположить, что это сокол, приготовленный к запусканию, – оборот головы, переход на еще сложенные крылья и хвост. Эту версию подтверждает то, что всадник изображен без боевого оружия – с пояса на правое бедро у него свисает колчан со стрелами, а ведь именно на соколиной охоте ведущая роль отдается самой птице, лук и стрелы играют вспомогательную роль и не всегда применяются.
Голова всадника увенчана убором, напоминающим скифский колпак или монгольский мужской головной убор. Одет всадник в кафтан с короткими рукавами фигурного кроя, оформленный в виде растительных завитков. Теми же завитками с остроконечными трилистниками обрамлено оплечье.
Обутые в легкие узкие сапожки ноги опираются на стремена. Специалисты верховой езды могли бы упрекнуть нашего всадника в неверном поставе ноги, но таковы, очевидно, стилевые особенности изображения. Седло напоминает одну из самых облегченных своих форм – без высоких лук и подушек.
Округлость форм лошади, выгнутая шея, чувственная голова со слегка выгнутым профилем, стройные сильные ноги дают повод предположить принадлежность арабским скакунам. Шелковая грива передана волнистыми прядями, и, глядя на фотографии в ранних изданиях, можно предположить, что хвост был завязан в фигурный узел (характерный прием для многих степных народов, применяемый во время занятий джигитовкой, охотой, в бою) либо просто был украшен фигурным завитком, свойственным для звериного стиля. За образом всадника, слегка откинувшегося в седле, приподнявшего руку с соколом, готовым взлететь за добычей, нам открывается целая структура воинских союзов с выучкой всадника и лошади. Они осмысленно использовали все доходящие до Дагестана новинки вооружения, военного дела, коневодства и конного тренинга.
Сам тимпан был составной частью двухпролетного окна. Последний раз в виде архитектурной детали тимпан был использован как орнаментированная часть кладки стены так называемой «женской мечети» – дома для женских молитвенных собраний, мавлидов. Дом был завещан для этих целей состоятельным кубачинцем, оставшимся без прямых наследников.