Сетевое издание «Дагестанская правда»

19:00 | 17 января, Вс

Махачкала

Weather Icon

Транспорт и экологическая безопасность

A- A+

Каждые два года Росстат публикует список самых экологически чистых городов страны по выбросам загрязняющих атмосферу веществ автотранспортом и предприятиями. На декабрь 2014 г. в категории наиболее чистых городов с населением от 250 тыс. до 1 млн человек 1 место занимает Таганрог. За ним идут Сочи, Грозный, Кострома, Владикавказ, Петрозаводск, Саранск, Тамбов, Вологда, Йошкар-Ола, Калуга и Ставрополь, всего 12 самых экологически чистых городов страны.

Вместе с тем уже многие города стали в ряд мегаполисов, к примеру, Нью-Йорк, где люди давно ходят в масках из-за загрязнения атмосферы. Плохая экология в них — часто результат отравления вредными выбросами все более увеличивающегося парка подвижного состава. Нам давно пора менять автопарк, применять качественный бензин. Но понятно, это дело не одного года. При том, что сегодня немыслимо устойчивое развитие экономики и улучшение качества жизни без современного автомобиля.

Для Дагестана, как и для страны в целом, важнейшей составляющей развития экономики республики остается транспортная инфраструктура. В Послании Федеральному Собранию РФ на 2015 год Президент РФ В.Путин обратил особое внимание на необходимость дальнейшего развития транспортно-дорожной инфраструктуры. «Субъекты Федерации должны вплотную заняться приведением в порядок региональных и местных дорог, – констатировал он, — для выполнения этой задачи вводятся дополнительные источники».

В то же время развитие транспортной инфраструктуры в регионе сопровождается целым рядом негативных последствий: ухудшается качество жизни населения из-за того, что примерно до 60–70% выбросов загрязняющих веществ приходится на автотранспорт. Вдоль автомагистралей и улиц с интенсивным движением наблюдается превышение допустимых концентраций вредных веществ. По словам медиков, загрязнение воздуха – вторая по значимости причина смертности. Поэтому дополнительные средства практически необходимы и на поддержание экологии.

За последние годы Правительством России принят ряд решений, существенно влияющих на структуру и экологические характеристики транспортного парка. Среди них введение в действие трех технических регламентов: «О требованиях к выбросам автомобилей, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации», «О требованиях к автомобильному бензину и дизельному топливу», «О безопасности колесных транспортных средств». Их применение позволило значительно продвинуться вперед в области охраны природы.

Целенаправленная деятельность государства по охране окружающей среды и поддержанию оптимального состояния природной среды тем не менее требует разработки региональной долгосрочной комплексной программы. Такая программа должна охватывать все аспекты проблемы по охране природы.

В ряду этих аспектов на первый план выступают производственно-технические, именно они привлекают сейчас наибольшее внимание специалистов. Оно и понятно: охрана окружающей среды должна начинаться с ликвидации источников ее загрязнения или по крайней мере с резкого уменьшения их загрязняющего воздействия на природу. В этом смысле на первый план выступают проблемы создания экологически чистых транспортных средств, топлива и масел, ограничения выбросов газов.

В качестве приоритетов Президент РФ Владимир Путин указал, что «…нужны подготовленные площадки и транспортная инфраструктура». Программа Главы страны позволяет не только снять инфраструктурные ограничения развития экономики и социальной сферы, но и обеспечить привлечение инвестиций в модернизацию и решение экономико-экологических проблем транспортной сферы.

Дагестан в силу своего стратегического расположения немыслим без устойчивой транспортной инфраструктуры федерального значения, а эффективность нашей экономики напрямую зависит от качества транспортно-дорожных коммуникаций.

При оценке и выборе транспортных систем в городах республики следует отдавать предпочтение электрическим видам транспорта, ибо они практически не загрязняют атмосферу. Следовательно, из стоимости их эксплуатации и содержания исключаются затраты на защиту атмосферы от загрязнений. В случае выбора автомобильного транспорта в качестве основного надо учитывать необходимость дополнительных капитальных вложений для уменьшения экологического ущерба.

Обычно рекомендуют два способа борьбы с отрицательным воздействием автомобильного транспорта на окружающую среду: штрафы и жесткий контроль за состоянием биосферы по специально разработанным нормам. Однако ограничиваться только этими способами никак нельзя. Выход надо искать, вероятно, в создании отраслевых норм и регулировании усилий по защите биосферы в отрасли. Экологические проблемы транспорта должны особо учитываться при составлении перспективных планов развития городов региона, в частности, их транспортных схем.

Анализ показывает, что с учетом социально-экономических потерь из-за дорожно-транспортных заторов общий ущерб, связанный с работой транспорта в городах, оценивается в 6-7% ВВП в год. Необходима разработка реальной общегосударственной долгосрочной комплексной программы, охватывающей все аспекты экологической проблемы региона. Такая программа позволит обеспечить взаимодействие всех министерств и ведомств, эффективно использовать их силы, средства и научный потенциал при решении технических, организационных, экономических и социальных задач, а также координировать деятельность научно-исследовательских институтов, проектных и строительных организаций и в конечном счете осуществить системный подход к проведению в жизнь мероприятий по охране окружающей среды.

Магомед Гасанов, доктор экономических наук, профессор ИСЭИ ДНЦ РАН

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»