Третье путешествие Гвоздёва
Готовясь к первому походу, Гвоздев пересекал Каспийское море больше сорока раз – в любую погоду, в любое время года, по часовой стрелке и против нее, по периметру и по диагонали. Он сам себе ставил задачи и сам их успешно решал, имитируя океанские испытания. Постоянно и упрямо готовился, подбирая режимы питания, сна, потребления воды или лекарств.
И Каспий был тем полигоном, на котором оттачивалось мастерство яхтсмена. А хождение вдоль и поперек моря стало по общей протяженности лучшим видом тренировки, обеспечившей уверенность в успехе, без чего от причальной стенки лучше не отходить.
Это было время «рыночных реформ», инфляции, экономических и политических потрясений. И всем было не до широких спонсорских жестов и проблем какого-то чудика, который опаздывал на празднование в Испанию 500-летия открытия Америки. А ведь именно юбилей Колумбова подвига был одним из главных доводов, когда за два года до прибытия на Канары он уламывал руководство фирмы «Совмаркет» дать ему яхту для испытания и рекламного похода в Атлантику. Было это в городе Актау на Казахском берегу Каспия, и строила фирма «Совмаркет» только яхты класса «Микро» из стеклопластика, предназначенные для идиллического семейного и непременно прибрежного плавания.
Итак, тихое прибрежное плавание… Как-то эти условия не вяжутся с такими брендами, как Тихий океан или Магелланов пролив. Кажется полным безумием в 58-60 лет идти под парусом дальше восточного берега моря, хотя яхтенный спорт и не предъявляет жестких требований к возрасту. Но все призывы к благоразумию могут иметь эффект применительно к кому угодно, но не к Гвоздеву.
В пору, когда вокруг «шарика» идут десятки экипажей разной комплектации (женские, молодежные, инвалидов) и лишь немногие делают это для того, чтобы потом издать книгу об этом плавании, самоутвердиться лично или из патриотических побуждений, как таможенник Верещагин из бессмертного «Белого солнца пустыни».
Е.Гвоздеву тоже было «обидно за державу», и он сделал то, что должен был сделать гражданин и патриот – на миниатюрных самодельных суденышках, которые и классификации-то не поддаются, он в одиночку, с минимумом средств пересек три океана и полтора десятка морей и утвердил место России в рейтинге стран — яхтенных держав мира.
Но, помимо, скажем так, правовой стороны кругосветок Гвоздева, есть еще одна – профессиональная, морская. И с этой стороны он тоже оказался на высоте. К тому времени, когда фирма «Совмаркет» вручила ему 5-метровую «Лену» и отпустила с Каспия на все четыре стороны, он был прекрасно подготовлен к походу физически и морально. Не было в перечне дел, проблем и обязанностей капитана обеих его «суперпарусников», на которые бы он не знал ответа или делал бы плохо. Вот, скажем, как сам Гвоздев описывает уборку якоря в шторм:
«Это очень тяжелое и опасное дело. Яхту нужно при 2-4-метровом волнении подтянуть к якорю. И только затем, стоя на ныряющем носу яхты, поднять, аккуратно укладывая веревку. Якоря должны быть всегда наготове, а капитан непременно и постоянно пристегнут фалом к корпусу яхты».
Вы представляете себе, что это такое «ныряющий нос» крохотной яхточки, на котором еще нужно манипулировать с мокрой веревкой! Выручала школа практического яхтинга на одном из самых бурных и непредсказуемых морей мира – Каспии.