Сетевое издание «Дагестанская правда»

13:00 | 18 января, Пн

Махачкала

Weather Icon

Тридцать деревьев в школьной аллее

A- A+

Пять лет назад 10 апреля в поселке Сепараторов вспыхнуло здание Махачкалинской специальной школы-интерната для глухих детей. Эта трагедия, когда погибли 30 детей, потрясла не только нашу республику, но и всю страну. Отовсюду в Махачкалу хлынула помощь: книги, игрушки, товары первой необходимости, в общем, все то, в чем нуждались тогда юные погорельцы.

Сразу же после пожара Правительство Российской Федерации и Правительство Дагестана выделили средства на строительство новой школы-интерната. Площадка под застройку была определена на окраине поселка Ленинкент. Строительство вела каспийская строительная компания ООО «Арси», и менее чем за год строители завершили работу.  Состоялось торжественное открытие нового комплекса.

Много в тот день было сделано подарков и сказано теплых слов как в адрес строителей, так и педагогического коллектива и, конечно, детей. Завершая торжественную церемонию, директор школы-интерната Зайнаб Магомедмирзаева благодарила всех за помощь и участие.

И вот прошло пять лет, и опять мы встречаемся с Зайнаб Ахмедовной. Интересуюсь, как обстоят дела в школе-интернате?

— Если раньше у нас жило и училось 190 человек из различных районов и городов республики, то теперь — 205,  и кроме дагестанских, есть дети из ряда районов Чеченской Республики. Условия созданы хорошие. У интерната восемь корпусов, есть большой спортивный зал, столовая, пищеблок. Кроме того, у каждого сурдолога свой отдельный кабинет, поэтому они могут индивидуально заниматься с каждым ребенком.

— Конечно, нужно было начать нашу беседу с пожарной безопасности. Тем более, что еще в начале прошлого года на заседании Правительственной комиссии по чрезвычайным ситуациям говорилось о том, что в вашей школе-интернате не было пожарной сигнализации.

— Сейчас, слава Богу, сигнализация установлена.  Ее проверяли специалисты пожарной охраны, они приезжали из Ростова, из Южного федерального центра МЧС России. Так как у нас дети глухие, то сигнализация имеет свои особенности. Во-первых, она световая, и одновременно со светом включается вибрация: если дети спят, то они  ее почувствуют. Кроме того, каждый из восьми корпусов имеет два выхода, а на окнах первого этажа нет решеток. За исключением нескольких помещений, где размещаются компьютерные классы.

— В таких больших корпусах и условия размещения детей лучше?

 Конечно, лучше! У нас нет таких больших спален, которые были в старом здании, где спало по 20 и более детей: сейчас максимум по 4 человека. Причем спальни девочек и мальчиков находятся на разных этажах. Кроме того, у нас работает много кружков и каждый в отдельном кабинете.

— Кроме учебы и кружков, чем еще заняты дети?

— Наши дети посещают различные предприятия, организации, музеи, особенно старшеклассники, которые заканчивают школу, им надо выходить во взрослую жизнь, искать себе работу, в общем, как-то устраиваться. А для учащихся младших классов мы устраиваем так называемые открытые уроки в магазине, на почте, чтобы дети могли адаптироваться к реальной жизни.
— Когда мы осматривали территорию, то видели спортивную площадку, но в очень плохом состоянии. Как вообще удается детям заниматься спортом?

— Когда составлялся проект строительства, то там было запланировано футбольное поле и другие спортивные площадки. Но когда велось строительство, то ли денег не хватило, то ли быстрее надо было его закончить, про спорт просто забыли. Конечно, у нас есть очень большой и уютный спортивный зал, но детям хочется и на улице побегать, мяч погонять. Конечно, мы установили футбольные ворота, немного площадку подравняли, но все равно это не настоящее футбольное поле.
А спортивные достижения у нас есть! На прошлой неделе завершился чемпионат республики по настольному теннису, и две наши девочки заняли вторые места в своих возрастных группах. В прошлом году наша команда участвовала в городе Коломне в чемпионате по футболу среди коррекционных учреждений и заняла шестое место. А в аналогичном республиканском турнире среди шести участвовавших команд завоевали первое место. Занимаются у нас ребята и традиционными силовыми видами спорта, но пока здесь результаты скромные, победителей нет.
— Как обстоят дела с финансированием?
— Когда мы были в республиканском подчинении, то одно дело, а сейчас мы муниципальное учреждение, то другое. Жаловаться как-то не хочется, все получаем вовремя. Нам очень много помогают спонсоры, есть даже настоящие друзья, такие как «Киргу» и «Денеб», которые всегда откликаются на наши просьбы. Это касается и мебели, и продуктов питания, и даже финансов.

— Прошло пять лет. Сейчас в школе-интернате остался кто-нибудь из тех детей, кто пережил этот ужас?

— Да, есть один мальчик, он тогда учился в первом классе, а сейчас заканчивает шестой. А тех, кто был тогда, родители забрали. Я знаю, что многие из них до сих пор проходят психологическую реабилитацию. Родители не хотят, чтобы дети возвращались сюда, хотя, как вы видите, у нас все изменилось: и условия лучше, и угрозы повторения той трагедии нет.

— А ваши новые воспитанники знают о ней, о погибших детях?

— Мы рассказываем им о тех днях, о том, что произошло ночью 10 апреля 2003 года. А в четверг, 10 апреля, почтим память погибших детей. Для этого мы посадим 30 деревьев в память о каждом погибшем. Кроме того, пройдет траурная линейка, и будет открыта мемориальная доска, на которой будут высечены все 30 фамилий.

 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»