Сетевое издание «Дагестанская правда»

14:00 | 20 сентября, Вс

Махачкала

Weather Icon

Трудовой и патриотический подвиг наших отцов

A- A+

Дагестанцы испокон веков ощущали нехватку воды для орошения сельхозкультур. Еще в период царской России поднимался вопрос о возможности использования воды реки Сулак для орошения и других нужд населения. В 70-х годах ХIХ в. начались работы по прорытию канала под руководством инженера Невинского.

Но он не был завершен и из-за ошибочных расчетов, и нехватки средств. По имеющимся сведениям, даже была пущена вода в той части, которая была завершена. Канал забросили, и его занесло песком. О строительстве канала им. Октябрьской революции содержатся интересные сведения в работе Джонрида Ахмедова «Повесть о двух братьях». Вопрос о работах по строительству канала при царской власти в 1870 годах теперь не имеет  принципиального значения, но желательно выяснить, как царская Россия пошла на это, на какие средства строился и почему его забросили, не завершив. В газете «Казбек» 2 февраля 1902 года отмечалось, что «Сулакский канал, строившийся десятки лет, занесло песком, и вода Сулака едва ли когда-либо своей влагой освежит петровца». Этот прогноз оказался ошибочным, так как он исходил из реальности того общества. Но наступило другое время, когда руководители Дагестана не только думали, как поднять уровень жизни и бытовую культуру народа, но и настойчиво искали возможности для их достижения.

Первым о необходимости строительства канала заявил председатель Дагестанского Совнаркома Джемал Коркмасов – человек высокой культуры, широких познаний и аналитического ума. «Идея строительства канала, – писал в своих воспоминаниях бывший руководитель по технической части канала инженер В. Эмиров, – была выдвинута товарищем Коркмасовым, и при его непосредственном участии разрабатывались программы работ, способы и на какие средства можно было тогда рассчитывать». Как сообщила газета «Советский Дагестан» 5 октября 1921 г. в Буйнакске состоялось собрание коммунистов города и местного гарнизона, на котором с докладом выступил Коркмасов, обосновавший необходимость строительства канала, который должен соединить реку Сулак с Каспийским морем через Шамхал. Собрание единогласно приняло решение, что, принимая во внимание великое значение канала, всем выйти «на эту священную работу». И в середине октября начались работы по каналу, названного по решению правительства Дагестана  в эти дни именем Октябрьской революции. Был создан штаб по руководству строительством канала во главе с Дж. Коркмасовым. В состав главного штаба вошли П. Ковалев, В. Эмиров, А. Эфендиев, А. Нахибашев, М. Османов, Д. Даидов и Ш. Таркинский.    Приказом № 1 председателя Совнаркома Дж. Коркмасова по Дагреспублике от 18 марта 1923 года «Для организации по окончании канала Октябрьской революции и других работ, в целях объединения и руководства этими работами и успешного проведения их, организуется при ДагЭКОСО сего числа «Главный штаб Трудовых Фронтов» в республике в составе Дж. Коркмасова, его заместителя и трех членов». В приказе подчеркивается, что все распоряжения и приказания Главного штаба Трудовых Фронтов обязательны к исполнению всеми советскими учреждениями, организациями и лицами как боевые приказы. Виновные в неисполнении и халатном отношении к распоряжениям и приказам Главного штаба будут отвечать, как за нарушение боевой дисциплины и порядка на фронте. С другой стороны, Коркмасов всячески старался вдохновить строителей на самоотверженный труд. Он не только планировал, но и обеспечивал посещение строительства канала делегациями районов и старался всячески поощрять лучших строителей. Большой радостью для рядовых строителей были встречи и беседы с Коркмасовым, которого называли вождем.  Для оказания помощи строителям и ускорения строительства канала было проведено четыре массовых субботника, на котором участвовало по 5-6 тысяч человек. Об одном из них Коркмасов доложил В.И. Ленину. На другой встрече присутствовал К. Ворошилов, который  поражался упорством, настойчивостью и праздничным настроением участников субботника, несмотря на то, что они выполняли тяжелые земные работы и без вознаграждения. Ворошилов приехал, когда шли работы по Шамхал-Терменскому косогору, который считался самым  сложным и трудным участком. Он охарактеризовал его как проявление высокого коллективного трудового энтузиазма. Об участниках одного из субботников писала газета «Красный Дагестан»: «Тысячи людей, горцев-крестьян, лопатами и кирками роют канал по определенному заданию. Длинные вереницы арб движутся непрерывно по линии работ, подвозят воду, дрова, камни, продовольствие. Возводятся шалаши, землянки. Курсанты тянут телефонную линию, соединяя участки с Главным штабом. Ведутся подрывные работы. Раздаются оглушительные взрывы, столбы пыли, камней, земля летит вверх. Работа кипит».

Был на строительстве канала и М.И. Калинин. Он писал: «На стройке мы видели бедно и грязно одетых горцев, но нельзя было не заметить, с какой верой в свое будущее они работали. Увидев меня, они спросили: «Это не Ленин?». С именем Ленина даже в отдаленных ущельях Дагестана связано стремление к свободе, свету и знанию, вера в светлое будущее».

Следует особо отметить роль инженера В. Эмирова. Он не уходил с работы даже больным, пока был в состоянии стоять на ногах. И будучи серьезно больным, рассматривал и утверждал планы технической части канала. Он отличался не только преданной службой, но и своим талантом как инженера. Поэтому Коркмасов относился к нему с особым уважением.

Было немало скептиков и даже противников канала, которые ссылались на то, что в прошлом  много лет строили канал и пустили на ветер огромные средства и труд десятков тысяч людей. А сейчас ничего не пропало, канал был завершен в конце июля 1923 года. 2 августа 1923 года правительство Дагестана доложило Москве, что «работы по каналу закончились грандиозным субботником… Двадцать восьмого июля 1923 г. вода дошла до города Махачкалы… Население города встретило приход воды в Махачкалу с энтузиазмом, многие старики от радости плакали». От имени народов Дагестана правительство Дагестана и Дагобком РКП(б) выразили глубокую благодарность Федерации за оказанную помощь Дагестану. Как известно, начали строить канал, используя только свои возможности.  Но затем правительство Российской Федерации хорошо помогало средствами.

3 августа 1923 года состоялось торжественное открытие канала, на нем участвовало более 15 тысяч человек, также тов. Буденный, представители Закавказских и Северокавказских (автономных) республик. Идейного вдохновителя и главного строителя канала Дж. Коркмасова не было, он находился в зарубежной командировке по  поручению правительства РСФСР. С докладом выступил секретарь Дагобкома РКП(б) Раютин. Состоялся и торжественный митинг.
От его имени 11 августа 1923 г. были посланы телеграммы В.И. Ленину, М.И. Калинину и Н. Нариманову. Приветствуя их, в телеграмме подчеркивалось, что Российская Федерация своей мощной поддержкой, помощью выведет дагестанскую бедноту на прочный путь экономического благополучия. «Красный Дагестан» очень верно и четко указал на особенность этой победы дагестанского народа.

«Эта победа достигнута не столько изобретениями науки  и техники, сколько великим стимулом – коллективным трудом. Трудящихся вдохновила идея добыть себе счастливую жизнь, хлеб, благосостояние. В течение трех лет арба, лопата, кирка в руках 10-тысячного трудового войска выполнили замыслы титанов. Коллективный труд является  могучим жизненным фактором. Дагестан познал это на самом себе».

О трудовом героизме и патриотизме дагестанцев на строительстве канала рассказывал Дж. Коркмасов в докладах в ЦИК, СНК и ЭКОСО ДАССР. 2-й съезд Советов Дагестана, состоявшийся в ноябре 1922 года, по предложению с мест постановил: «Подводя итоги всей проделанной в первый год работы правительством, съезд не может обойти молчанием твердость, государственную мудрость и героическую работоспособность вождя и вдохновителя, председателя Совнаркома тов. Коркмасова и считает своим долгом, просит ВЦИК о награждении его орденом Красного Трудового Знамени как первого в Дагестане героя на красном трудовом фронте». Заслуги Дж. Коркмасова в строительстве канала действительно были велики. В. Эмиров пишет: «Тов. Коркмасов почти не покидал фронта работ. Изредка только отлучался на несколько дней в Темир-Хан-Шуру и Порт-Петровск. Он лично проверял работу всего аппарата (снабжения, связи, медицинской части и прочее) и показывал пример, как нужно работать».

Вместе с тем, тот съезд Советов отметил заслуги инженеров В. Эмирова и других и просил изыскать способы достойно вознаградить их за труд. Несколько позднее Объединенное заседание президиумов ЦИК Дагестана, Дагобкома РКП(б) и Совнаркома ДАССР приняло постановление просить ЦИК РСФСР и СССР наградить товарищей  В.Эмирова, Темирханова и А.Нахибашева орденами Красного Трудового Знамени. И всем им были вручены высшие награды страны.

Еще раньше, т.е. 12 февраля 1923 года, еще до полного окончания строительства канала Дагестанская республика была награждена орденом Красного Трудового Знамени – высшим знаком отличия, установленным за высокие трудовые заслуги перед трудящимися и революцией. В постановлении отмечалось: «Награждая в лице Дагестанской советской социалистической республики настойчивость, энергию и ревностное исполнение долга, рабоче-крестьянское правительство ставит деятельность эту в пример другим республикам на обширном поприще народного хозяйства республики, дабы ряды сознательных самоотверженных борцов за великое дело укрепления и развития коммунистического строя ширились и множились с каждым днем».

Нет необходимости доказывать, что прокладка канала имени Октябрьской революции была выдающимся событием в истории народов Дагестана, проявлением дальновидности тогдашнего руководства республики, трудового героизма и патриотизма дагестанцев.  Правильно отмечалось еще тогда, что «будущее Дагестана, как сельскохозяйственной республики зависит в основном от орошения. Будут каналы — не будет болот, малярии, будут вода, хлеб, здоровье. Не будет каналов – будут голодать, завися от соседей. Заслуга нашего руководства, что оно «придумало» начать возводить каналы, о чем мечтает каждый землероб-дагестанец». И как прискорбно, что по сей день в республике не осознают по-настоящему великое значение этого канала и не отмечают ни значение КОРа, ни трудового и патриотического подвига построивших его. Нужно вернуть Вузовскому озеру и главной стратегической линии канала имена тех, чьими именами они были названы. Ведь давно они были реабилитированы.

КОР – это артерия жизни Дагестана, он дает возможность орошать сотни тысяч гектаров земли в плоскостной части Дагестана, выращивать хорошие урожаи зерновых и овощных культур и тем  самым во многом обеспечить потребности народа в них. КОР дает также возможность обеспечить население многих городов и сел питьевой водой. Трудно себе представить сегодня Дагестан, его экономику, городские хозяйства и культуру быта населения без КОРа. Немаловажное значение имеет изучение деятельности органов, занимавшихся тогда строительством канала, и отношение населения к труду и правительству. Народ по 5-6 тысяч выходил на субботники без  принуждения и без вознаграждения, исключительно осознавая значение стройки для республики и для их жизни. Нет никакой необходимости доказывать, что изучение и широкое распространение трудового и патриотического подвига строителей канала имеют очень важное идейное и практически воспитательное значение. Тогда отчетливо проявлялось единство правительства  и народа. В соответствии с планом научно-пропагандистской и воспитательной работы регионального общественного благотворительного фонда им. шейха Абдурахмана-Хаджи будет проведено широкое обсуждение этого вопроса в редколлегии журнала «Научный мир», и материалы обсуждения будут опубликованы в журнале, а итоги с учетом их значения для республики опубликованы в газете «Дагестанская правда».
 

 

 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»

  • Наш дом 

    Выбрался в кои-то веки в Эльтавский лес за желудями и шишками. Ни того, ни другого там не обнаружил, зато...

    29

    2 дня назад

  • Главный лесничий 

    На них возложена задача – беречь лес, охранять его, составлять протоколы в отношении нарушителей. При этом...

    60

    2 дня назад

  • Все перемены – в головах 

    Мы часто слышим, что мудрость приходит к нам с годами. По этому поводу лучше всех, мне кажется, сказал...

    45

    2 дня назад

  • Клянусь солнцем и луной!  

    Когда-то солнце и луна были… братом и сестрой. И жили они дружно-дружно, все делали вместе – одновременно...

    15

    2 дня назад

  • Инспектор, который никогда не остановит 

    На дорогах нашей республики водители уже встречали «обманок» в виде профилей полицейских машин. Издали и...

    5

    2 дня назад

  • Смазка для… номеров 

    От необходимости поездки в ремонтную мастерскую не застрахован ни один владелец автотранспорта. И у многих...

    6

    2 дня назад