Купить PDF-версию
13:09 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
09:21 14.09.2018

Тухум, адат, джамаат

Эмиль Аминов
Выпуск - 2018 №№ 247-248
1413

В те годы, когда Россия побеждала Турцию на море и на суше и готовилась вернуть отданные императрицей Анной Иоанновной территории на Северном Кавказе, Дагестан ни в политическом, ни в экономическом отношении не был целостной территорией.

Он был разбит на множество самостоятельных и полузависимых ханств: Аварское, Казикумухское, Мехтулинское и Дербентское, шамхальство Тарковское, уцмийство Кайтагское, владение кадия Табасаранского, султанство Елисуйское, владения Костекское и Аксайское. Кроме них, свыше 20 вольных обществ: Салатавское, Гумбетовское, Койсубулинское, Андийское, Калаляльское, Чамаляльское, Багуляльское, Ункратлинское, Дидойское, Ахвахское, Ратлухское, Анцухское, Капучинское, Хидатлинское, Тлейсерухское, Карахское, Акушинское, Мекегинское, Усишинское, Рутульское, Докузпаринское и Ахтыпаринское.

Территория Дагестана была разбита на мелкие, слабо связанные друг с другом самостоятельные владения с разнообразными формами социально-экономических отношений, начиная от полуфеодальных и кончая сравнительно развитым феодализмом с зачатками складывающихся товарно-денежных отношений.

В социальном отношении Дагестан также выглядел очень пестро. И если вглядеться в классовые отношения, можно установить следующую картину.

В тот период в ряде мест Дагестана еще существовало рабство. В шамхальстве Тарковском, в Аварском и Казикумухском ханствах имелись целые поселения рабов (аулы Катрух, Читрух, Ках и другие), но в целом рабство уже отмирало, и к середине XIX века сохранились лишь его следы.

В Нагорном Дагестане население считало себя вольным, но из среды скотоводов и родовых старшин стали выделяться группы богатеев и общинной знати, забиравшей горцев под свою зависимость.

Черты общинного строя ломались там, где уже оформились феодальные отношения. В таких местах Дагестана (а их было большинство) уже ярко очерчивались два класса: господствующий в лице ханов, шамхалов, уцмиев, беков, кадиев и с другой – эксплуатируемые крестьяне, делившиеся на три зависимые категории: 1) раяты, 2) чагары (крепостные крестьяне – горцы, жившие на землях беков и мало чем отличавшиеся по социальному положению от раятов), 3) свободные уздени, жившие на собственных землях и отбывавшие ханам и бекам повинности.

На раятов, чагаров ложилась вся тяжесть феодального гнета. Они обязаны были работать на землях феодалов и платить им разные подати. Шамхал, хан, уцмий и бек были неограниченными властелинами в своих владениях, могли отдать своих подданных в рабство или предать смерти.

Вот такие краткие данные, характеризующие классовые отношения в Дагестане и роль феодальных владетелей.

Тут следует подчеркнуть, что в общественной и политической жизни Дагестана огромнейшую роль играли до наших дней дожившие пережитки старины: тухумы, адаты, джамааты.

Тухум — это семейная община, вернее, союз родственников, соединявших в себе восходящие, нисходящие и побочные родственные линии мужского поколения. В некоторых местах он доходил до 15 родственных колен.

Дагестанский тухум — это прямой остаток родовой организации общества. Каждый имел своего единственного главу и особое родовое название, большей частью по имени основателя. Глава тухума, к которому все обращались за советами в житейских и семейных делах, отвечал за жизнь рода, наблюдал за поведением членов тухума, нарушителей законов предавал смерти или исключал из тухума. Все его члены отвечали за каждого и каждый за всех.

Такая форма организации была характерна для Дагестана.

Наряду с этой, почти нетронутой системой общинной организации, в остальной части Дагестана имелась иная ее форма — союзы вольных обществ.

Это уже следующая ступень развития тухума, когда в союзы обществ группировались люди уже не столько по родственным признакам, сколько по общей оседлости. В союзе обществ имелось уже до некоторой степени организованное частное сельское управление, созданное самим народом.

Джамаат селения соединял в себе несколько тухумов, и каждый выбирал судью из числа аула почетных стариков.

Тухум сохранился и на территории, подвластной ханам и бекам, и самим фактом своего существования сохранял живучесть старых обычаев (адатов), обрядов и порождал новые: обычай кровной мести и родового возмездия, соприсяжничество родственников на суде, ограничение права разделов и отчуждения, отстранение женщин от наследования и униженность их – все это порождалось существованием старых традиций и живучестью пережитков старины.

Большую роль в жизни гор в то время играл адат. Это обычное право, неписаный, выработанный житейским опытом, передаваемый изустно из поколения в поколение закон. Он являлся основной, регулирующей и направляющей силой в общественной и политической жизни горского населения.

Единого адата для всего Дагестана не существовало, почти в каждом обществе, каждом ауле имелись свои адаты, заметно отличающиеся друг от друга.

Все личные обиды, преступления, убийства, насилие, нарушение общественного порядка у горцев не подлежали обсуждению в общественном порядке. Личное право в разрешении всех этих вопросов адатом становилось выше всего.

Возьмем такой факт, как наказание преступников. Адат здесь допускал кровомщение не только по отношению к виновным, но и к его родственникам – родственнику убитого или пострадавшего предоставлялось право умертвить или убийцу, или кого-либо из его родных. Те, кто пострадал, в свою очередь опять должны были мстить кровью, и, таким образом, убийства продолжались бесконечно, право кровомщения переходило от одного колена к другому. Кровничество возникало даже между отцом и детьми: если отец убивал одного из своих сыновей, то другие сыновья мстили ему за смерть брата.

Согласно адату, дети находились в полной зависимости от отца до самой его смерти и не смели без разрешения даже садиться в его присутствии. Младший брат также не мог себе этого позволить в присутствии старшего брата, а женщина в горском быту была главной дома, в поле и в саду.

Гнет местных феодалов, живучесть и господство отсталых отношений, грабежи и насилие завоевателей – все это тяжелым бременем ложилось на плечи горцев. И иноземцы это тяжелое положение использовали для захвата дагестанских земель.

Выгодно это было и местным феодальным владетелям. Внутри страны они были за сохранение старины, а в отношениях с завоевателями руководствовались лишь своими интересами. Часть дагестанских владетелей со своими выгодами ориентировалась на Персию, часть – на Турцию, часть – на Россию.

Похожие

На заре советской власти

706
Махач Дахадаев. 2 апреля человеку, чье имя уже более 100 лет носит столица Дагестана,...

Гуниб и Александр II

1025
Говорят, кто не был в Гунибе, тот Дагестана не видел. Не будем спорить, а отправимся туда, где...

Когда деньги сыплются без счёта

66
В первые годы после падения мюридизма Дагестан охватила...

Лев Толстой в Дагестане

672
170 лет назад, весной 1851 года, братья Николай и Лев Толстые вместе отправились на...

Человек, который построил Махачкалу

824
Махачкала – молодой город, ему чуть более 160 лет. О нем...

Бой в ауле Телетль глазами солдата

482
4 июля 1837 года русский отряд (около 3000 солдат при 4...

Батирте: военное сообщество средневекового Дагестана

147
В VI веке в горном Дагестане вокруг...

Тыл в годы войны

2014
Вероломное нападение Германии и её союзников поставило народное хозяйство СССР в...

Зооморфный код

87
Предки оставили для нас послание на скалах. Странные изображения ставят в тупик даже...

Неуёмная энергия творца

100
Живет в Санкт-Петербурге уроженец Дагестана Вадим Мирзоев, выходец из известного ахтынского...

Отголосок из глубины веков

51
Скудна и сурова была жизнь наших далеких предков, которые вели обособленный образ жизни....

Вековая автономия Дагестана

955
Наступивший 2020-й богат на юбилеи. В политической жизни республики этот год ознаменован двумя...

Статьи из «Общество»

Управление ГИБДД подвело черту

6
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

4
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

35
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

5
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

81
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

8
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

35
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

24
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Интернет: зло или благо?

10
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

5
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

98
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...