12:00 | 19 июля, Чт

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Ученическое самоуправление – повторение пройденного

A- A+

Биография любой школы начинается с директора. Она, школа, еще только строится, а чем занят руководитель? Известно, чем: подбирает педагогов, комплектует классы, приобретает и завозит мебель, оборудование.

В это страдное время рабочий день директора во времени не ограничен. А как иначе? Скажите, разве может работать школа, где нет оборудованных кабинетов, спортивного зала, мастерских, где нет тепла и уюта? Вот и мечется как белка в колесе: не прозевать, достать технику, инвентарь, нужные материалы. И какие бы хозяйственно-эксплуатационные конторы при отделе городского образования ни появлялись, директору все равно не уйти от забот о создании в школе нормальных условий.

Важно вникать и в то, как расставить кадры, как использовать технику, что приобрести, а что сделать своими руками, как обеспечить внутришкольный контроль и привести в действие ученическое самоуправление.

Сложно? Ещё как! Для начинающего — сложно вдвойне. Исследования и мой многолетний опыт показывают, что порой именно эти организационно-хозяйственные вопросы становятся камнем преткновения для молодых директоров. Они не знают экономику образования, учебно-воспитательный процесс. А уж о научной организации труда руководителя и говорить не приходится. Вот поэтому ни на минуту не преуменьшая заслуг замечательных педагогических деятелей, убежден: организаторский талант не менее важен, чем талант педагогический.

Да и нельзя противопоставлять одно другому: только в их сочетании видится настоящий руководитель. Будет чёткость в деле, будет создан настоящий работоспособный коллектив, где каждый знает, что, когда и как он должен делать, — будет и школа домом знаний, домом воспитания.

— Чувствуете себя хозяевами? – спрашиваю у старшеклассников в одной, другой школе. Ответы робкие: «Хотели бы…». Хотели бы сами ремонтировать классы, сами заниматься своими кружками и секциями и многим другим. Но без постоянной опеки, без надзора классных руководителей.

Учительница красит панели в столовой, в спортивном зале. — Что это вы сами? Где же ребята? — А так быстрее и проще. Дети и сами перепачкаются, и полы заляпают. Вот так. Выходит, проще обратиться к родителям, шефам, сделать, наконец, самим.

Комиссию, принимающую школу, интересует одно: чтобы все было убрано, покрашено. Ущерб, нанесенный воспитанию, и не замечен. Или как будто не замечен. Ну, а если вообще без ремонта? Берут же в начале учебного года ученики обязательства сохранить здание. К лету, правда, многие забывают об этом. Но есть немало школ, где не на словах, а на деле осуществляются бережливость и экономия. За каждым таким фактом – большой труд коллектива и директора. Не пора ли по достоинству оценивать его? И не только морально, но и материально, тщательно учитывая сэкономленные материалы, денежные средства.

Повседневный быт школы ведь тоже забота ребят. Пусть они будут не только исполнителями, но и организаторами. Пусть им доверяют, с ними советуются. Это не только благие пожелания. Так воспитывают детей, например, в Избербашской средней школе №10. Директор В. Рамазанова освободила учителей от дежурства. Порядок обеспечивают сами ребята под руководством молодежной организации. Та же картина в школе №3.

В школе №11 ремонт сделали собственными руками, рассказала директор А. Шахамирова, все изыскали из внутренних резервов. Работали и учителя, и родители, и дети.

Сегодня школам необходимо делать решительный поворот к тому, чтобы соединить обучение детей с их систематическим участием в общественно полезном производительном труде.

Ученики СОШ № 8, которой руководит Почетный работник общего образования РФ И. Эльмирзаева, начиная с первого класса выполняют посильные производственные задания, а старшеклассники в мастерской ремонтируют мебель для кабинетов. И для них трудовая и плановая дисциплина, себестоимость, хозрасчёт — отнюдь не абстрактные понятия.

В школе №2 об организации учебного труда, о том, чтобы сделать его поистине эффективным, думают постоянно. — Взять те же кабинеты, — говорит директор М. Магомедова. — Их нужно превращать в творческую лабораторию учителя. И, конечно, ученика. Сегодня многие говорят о научной организации труда в школе, а начинать предстоит, пожалуй, с обычной нормальной организации и управленческого, конечно, труда.

И ещё об одном. На одном из совещаний Глава Республики Дагестан подчеркнул: «Лишь слияние идейно-воспитательной работы с политической, организационной и хозяйственной даёт нужный эффект». И это имеет непосредственное отношение к школьному самоуправлению.

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Общество»

  • Как не стать героем мемов 

    Певица и телеведущая Ольга Бузова хочет замуж за полузащитника сборной России Дениса Черышева; актриса...

    10

    3 часа назад

  • Предотвратить и обезвредить 

    Территория Российской Федерации по сравнению с другими странами мира, расположенными в сейсмоактивных...

    13

    3 часа назад

  • Страна гор

    В лес как в сказку 

    Держитесь, друзья, сегодня я в том настроении, когда хочется написать много-много букоффф! Почему? Потому что...

    25

    3 часа назад

  • Бей пахаря чаще – корень будет крепче! 

    Майсарат Мусаева – ученый-этнограф, изучающий мир детства, а точнее обряды, обычаи, традиции, связанные с...

    6

    3 часа назад

  • Тотальная мысль: плюс на минус 

    Некоторые склоняются к мысли, что эта самая мысль материальна. То есть она имеет форму, массу, а может быть,...

    15

    1 день назад

  • Помогать семье 

    Вчера в Махачкале завершился межрегиональный форум «Вектор десятилетия детства: семья под защитой». Два дня...

    16

    1 день назад