Учитель на все времена, или Земной и возвышенный
Истоки… С них берёт начало род человеческий… Из них складывается причудливая мозаика судьбы, повествуя о главном, что обретает черты, свойственные той родословной, существующей с незапамятных времён. И никакое время не властно над каждым последующим поколением, впитавшим то, что даётся от роду, которое зовётся характером, особыми, не стираемыми временем обстоятельствами, событиями, которые дано преодолеть, но стать ещё устойчивее, ещё твёрже, ещё последовательнее…
Неслучайная случайность
Прослеживая земной путь Николая Ильича Чинённого, мы понимаем, что судьба не случайно, а скорее преднамеренно занесла его сюда, где он, потомок старинного казачьего рода, ощутил некую родственную связь с такими же сильными духом людьми, близкими ему тем необъяснимым, что роднит, что создаёт ощущение родного дома, где всё как в семье. Трудно сказать, какие хитросплетения судьбы выходца из села Дербетовка, что на Азовщине, а ныне Ростовской области, изначально привели в город Орджоникидзе (Владикавказ). Может, тяга к учёбе, может, желание увидеть другую жизнь, испытать новые ощущения, что бурлили адреналином, подталкивающим его к переменам, перевернувшим жизнь. Он мечтал стать учителем, врачевателем душ, духовным наставником. И символично, что ушёл добровольцем на фронт 1 сентября 1941 года, не проучившись даже несколько месяцев. Тогда же впервые необстрелянный новобранец увидел реальную картину войны, когда их военный эшелон начали покидать первые дезертиры, когда одетые в старую одежонку добровольцы, даже не имея на руках оружия, попав под бомбардировку вражеских истребителей, спасались, увидев первые жертвы, и кругом только кровь и смерть…
Испытание на прочность
Это было одно из самых тяжёлых, подвергшихся яростным атакам врага испытаний. Тогда он чудом остался жив, ощутив на себе ужасы войны, попав в затор беженцев на украинском юго-западном направлении. Впервые увидел легендарного маршала Будённого, который, нет, не приказывал, а лично руководил разгрузкой дорожных путей, давая возможность пробиться
войсковым частям, оказавшимся заложниками стихийной эвакуации мирного населения. Он писал домой короткие письма, в которых просил родных не беспокоиться, обещал вернуться. И только он знал, через что прошёл. И никогда не забывал о той войне, что осталась с ним на всю жизнь, возвращаясь тревожными ночами лицами погибших друзей, молодых, мечтавших жить. Подробно, до мелочей, в своих воспоминаниях, эпических, честных, непредвзятых, он рассказал неприкрытую правду о войне. 19-летний пехотинец оказался в строительно-сапёрных войсках, которые шли до Украины, отступая и вновь наступая, и снова отступая ценой страшных потерь. Дошли до Сталинграда, где 7 марта 1942 года полк стал военным, перейдя из статуса стройбата. Это была 2-я рота 37-го запасного стрелкового полка, которую позже перевели в мотобатальон миномётной роты. В 1942 году он вступил в комсомол, партию, хотя сам был из семьи репрессированных спецпереселенцев. На той войне вместе с другими солдатскими наградами он был удостоен медали «За отвагу».
Цитаты той войны…
С болью он писал о годах репрессий, и обида эта так и осталась занозой в сердце навсегда. Да, он мог бы остаться после стройбата специалистом в глубоком тылу и никто бы не осудил его за это. Но он и представить не мог, что бросит Родину в трудный момент, когда решалась ее судьба. Солдат, он считал себя советским человеком, патриотом, и готов был отдать за Отчизну жизнь. Цельный характер, удивительная сила воли, мужество вели его по жизни и не подводили в самые трудные минуты, когда казалось, что гибель неминуема.
Цитата из воспоминаний о той страшной Сталинградской битве во время редких передышек: «Но уже к этому времени, а был июль 42-го, фриц-немец нас не забывал, всё чаще навещал, ведь это уже было лето, шёл июль грозного, самого неудачного, тяжелейшего времени, июль страшного начала великого Сталинграда. Вести с фронтов удручающие, немец прорвался и мощной лавиной ринулся к Волге, Сталинграду, начались налёты, бомбёжки, и в воздухе запахло грозой. А мы в Сталинграде, пора и нам за дело, на позицию, на погрузку в эшелон». – А предшествовали этому сложнейшие тренировки, пятичасовые пробежки в полном обмундировании. Солдат описывает это как неимоверно жёсткие, тяжёлые условия, которые они достойно выдержали. – «180-я отдельная танковая бригада резерва главного командования, в составе в которой был и наш МСПБ, выходила в решающий бой. И мы были в нём в начале тяжёлой судьбы Сталинграда. И я был в Сталинграде!!! В составе танковой дивизии нас отправили под Воронеж, на землю моих предков, я ведь корнями оттуда. Там я принимал те страшные бои, забыть которые невозможно. Всё было в дыму, кругом хаос, фактически мы оказались в пекле боёв между станицами, вокруг взрывы, крики. Измотанная неопределённостью, группировка войск попала в местечко девственной красоты, оглушающей тишины. Это был час, когда и солдаты, и командиры, прежде чем начать готовить укрепления, смогли передохнуть, отдышаться. Это был удивительный час, когда истерзанные бойцы словно просветлели. Но очень скоро раздался крик: «Воздух!» и вновь начались воздушные налёты. Но в той военной каше это был момент истины».
Воинское звание старшина
Фиксировавший войну с необыкновенной педантичностью, Н. И. Чинённый точно передаёт настроение солдат в своих воспоминаниях. Отличный миномётчик, он не раз бывал в опасных переделках, его скручивали то тиф, то малярия, получал ранения. Но крепкий духом, он преодолевал все трудности военного времени. И никогда не отчаивался, считая это малодушием. Суджа, Москва, Курская дуга, Тульские лагеря, Прибалтийский фронт, Наро-Фоминск, Кандалакша, Карельский фронт, Пруссия и Померания, Данциг, Берлинское направление, крепость Грейфенхаген, Штеттин – победа. Воевал он как герой. Но парадокс: отказался быть офицером. Вот такой был упёртый, считая, что воюет не за звания, а за землю свою. Сильная личность, был крепче стали, и смерть отступала от него, отскакивала как от заговорённого. А выживать всё равно было трудно, чудом избегая шальной пули, попадая каждую минуту под перекрёстный огонь. Но он выжил, закончив войну в Польше, хоть и мечтал дойти до Берлина, расписавшись на Рейхстаге… Как же он мечтал дождаться окончания войны, а ещё завершить образование, чтобы стать учителем и рассказать своим ученикам о том, что такое героизм, во имя которого ты готов пожертвовать жизнью.
Получив учительский диплом, был направлен в Дагестан. И многое в образовательной деятельности обрело для него именно тот фронтовой запал, что помогал совершенствовать профессиональные познания, что даются постоянной практикой, работой над собой. Новатор по природе, стремился к тому, чтобы строгий предмет математика оказался для его учеников не скучной теоремой, а открывал мир цифр, последовательность которых существует во всём.
Школа – коллеги
Его коллеги, которых почти не осталось, ученики вспоминают о нём как о человеке, для кого школа всегда была храмом. И за этим кроется постоянный кропотливый труд, что позволял ему создавать внутри коллектива необыкновенную творческую среду для проявления талантов, которые для многих его учеников стали путеводной звездой, позволив реализовать самые смелые мечты. Фактически он стоял у истоков образовательных стандартов, в основе которых лежит профориентация, учитывающая единство образовательного пространства, сохранение и развитие культурного образования, языкового наследия многонационального народа, формирование российской гражданственности, идентичности, системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование и готовность к саморазвитию и непрерывному образованию. Как плодотворную можно назвать профессиональную деятельность Николая Ильича Чинённого. Годы работы в мужском интернате, железнодорожной школе № 13. Он являлся первым директором махачкалинской средней школы № 13. Его ученики вспоминают, что когда директор-фронтовик, опираясь на палку, проходил по школе, возникало ощущение особого настроя. Он держался той военной выправки, что подтягивала и педагогов, и учащихся. Ему подражали, с него брали пример. По природе педагог-созидатель, он сделал всё для того, чтобы в школе были созданы условия для учёбы и досуга. При его участии были построены военный городок, спортивный и актовый залы. Тогда же школа поучила математический уклон, было внедрено углублённое преподавание английского языка.
Много лет Н. И. Чинённый проработал заведующим махачкалинским городским отделом народного образования, доцентом кафедры педагогики ДГУ. Он рассуждал, что ценности бытия входят в понятие долга и смысла жизни человека на земле. И это оставалось неизменным. Его коллега, старейший педагог школы №13, заслуженный учитель РД, кавалер ордена Трудовой Славы, отличник образования РФ Елена Герасимовна Абрамян, более 50 лет отдавшая образованию республики, вспоминает своего первого директора, принявшего её на работу как необыкновенную личность, воспитателя, педагога, рассматривающего образование как гармоничное пространство, обеспечивающее не только знания, но и счастливое детство, юность, простор в выборе профессии. Он любил жизнь и уверял, что мирное небо над землёй – это необыкновенное счастье для каждого человека. Подтянутый, уравновешенный, казался своим коллегам личностью, находящейся на недосягаемой высоте. Необыкновенный психолог, мог так настроить коллектив, что каждому казалось, что именно ему направлены дружеские наставления, но ни в коем случае не выговоры. Всегда поддерживал молодых педагогов и считал, что они многое могут внести в классическое образование, отшучивался, что, мол, у них по-другому устроены мозги, и они мыслят иначе… Многое из его педагогических методик можно и ныне применять, учитывая человеческий фактор, который он брал во внимание, чем бы ни занимался.
Педагог от бога, мог любого, самого сложного ученика заставить размышлять, переворачивая его душу, внушая, что он способен одолеть самый сложный предмет, только надо потрудиться. Фронтовик, прошедший военными дорогами, ценил каждую минуту жизни. Учитель и военрук гимназии № 13 Низам Шахбанов с особым чувством вспоминает образ учителя на все времена, как талантливого педагога, как никто другой знавшего душу ребёнка, считавшего, что с каждым учеником необходима индивидуальная работа. Он ценил такой подход, уверенный, что только так можно раскрыть «спрятанный» талант.
Среди военных наград самой весомой Николай Ильич считал солдатскую медаль «За отвагу», а среди профессиональных – заслуженный учитель ДАССР. Были и федеральные Почётные грамоты, Благодарности Госсовета республики, все эти награды он расценивал как заслугу в воспитании подрастающего поколения.