Уроки новейшей истории
Племянница пришла из школы и стала возмущаться:
— Представляете, каникулы у нас совпадают с праздником, а дополнительных дней отдыха, как взрослым, не дают. Так обидно!
Меня вдруг осенило.
— А что за праздник?
— Какой-то День. Кажется, примирения и согласия.
— И что это значит?
— Да откуда же мне знать?! Главное – не переносят. Взрослые все законы только для себя пишут.
«День примирения и согласия». Хорошее название. Самое что ни на есть христианско-религиозное. Красный день календаря. Нерабочий день. Но вот надо же, не знает девочка, в чем смысл.
Племяннице уже пятнадцать. Учится вроде неплохо. И по истории четверка. Решила все-таки уточнить – почему страна не учится и не работает в этот день.
— Ну какая разница, тетушка! Мало ли «красных» дней в календаре, — надела наушники и углубилась в музыку под названием «Многоточие».
Как-то раз спросила ее: что такое рэп? Она снисходительно улыбнулась и ответила, что мне все равно не понять, так что не стоит и напрягать себя. По-своему верно. Больше ничего похожего не спрашивала у нее. Зато хочется, чтобы она у меня спросила, что такое ноябрьские праздники. И я бы ей рассказала. Об октябрятах, пионерах, комсомольцах, коммунистах. О демонстрациях на главных площадях городов. О транспарантах, лозунгах, революционных песнях из репродукторов. О Ленине, наконец, об октябре 1917 года.
Впрочем, о Ленине однажды уже спрашивала – давно, лет в пять. Когда познавала мир с жадностью и любопытством. Однажды мы гуляли по городу, вышли на центральную площадь. Тут она увидела памятник и спросила, кто это.
— Дедушка Ленин, — обрадованно ответила я, тоном как бы поощряя ее на дальнейшие вопросы.
Вопрос последовал, но вовсе не тот, какой я ждала.
— А кем был у Лены дедушка, что ему такой большой–большой памятник поставили?
Надо сказать, что в садике у племянницы была подружка по имени Лена.
Мы тогда рассмеялись — забавно ведь, как рассуждает ребенок. И забыли. Позже о том, кем был Ленин для нашего государства, забыли и более взрослые люди. В том числе и некоторые школьные учителя. Эпоха ушла в прошлое, и ее, как у нас водится в Отечестве, постарались вымарать из истории. Но зачем? Почему? История – это жизнь поколения. Поколение – это продолжение прошлого и начало будущего.
Уверяю вас, нет у меня особой ностальгии по прошлому, но когда говорят, что 7 ноября – это праздник Зюганова, задевает. Потому что это огромный пласт в жизни нескольких поколений наших людей. Это вера, несмотря ни на что, в светлые идеалы. Это надежда на то, что нашим детям будет лучше, чем нам самим. Это в конце концов крах и веры, и надежды.
7 ноября – это длинный эксперимент над страной и народом. Увы, результат оказался не таким, какой ожидали. Но ведь чему-то мы научились, что-то вынесли из этого эксперимента. Это опыт, а опыт надо передавать, чтобы не повторять ошибок. Просто так взять и забыть не получится. Да, наверное, это и не нужно. Так что лучше бы знали наши дети, что такое 7 ноября. Они ведь не знают уже, и что такое СССР. Для многих из них это название рок-группы. Несправедливо это. Их родители, деды и прадеды гордились этой аббревиатурой. Наше настоящее – это их прошлое, а значит история Отечества. Но с купюрами, изъятиями – это уже не история. Это – произвол, конъюнктура. По сути — ложь. Наши дети должны знать, что поколение, жившее идеями Октября, заблуждалось. Но они не лгали себе. А это совсем разные вещи. Очень важно, чтобы они поняли это. Иначе мы лишимся права учить их чему-нибудь.
Это очень хорошее название – День народного единства. Пусть в этот день примирятся и поймут друг друга две эпохи. Эпоха детей Октября и эпоха тех, кто начал жизнь в посткоммунистические времена. Ведь как ни крути, мы – дети одной страны, как бы сегодня она ни называлась. Одного душевного и умственного пространства. Родина у нас одна. И если мы ее любим, если уважаем, принимать нужно все страницы истории – как светлые, радостные, так и горькие. Стыдливое или пренебрежительное замалчивание породит новые мифы, которые лишь усложнят наш путь вперед.