12:02 | 19 ноября, Пн

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

В дыму столетий

A- A+

В 2010 году вышла в свет книга аксакала истории Дагестана, профессора Расула Магомедовича Магомедова. Обращаясь к читателям, он пишет: «Эту книгу я замышлял для молодежи, наиболее нуждающейся в знаниях древней культуры горцев. Старые обычаи, традиции, пословицы, поговорки, богатейший народный фольклор таят в себе высоконравственные житейские наставления – быть честным, добрым, трудолюбивым, милосердным, чтить старших, любить свой дом, аул, край, а значит, и всю Родину».

Девушки отправляются в горы

Интересен аштильский праздничный обычай. В ночь на 25 июня девушки в праздничных одеждах, с полными хурджунами припасов шли к границе Кулинского района. До утра они оставались в местечке Зурабан кат. Утром сюда верхом на лошадях приезжали юноши, поднимали хурджуны, затем устраивали танцы, песни и т. п.

По-видимому, такой обычай был тесно связан с сельскохозяйственным календарем. Его дата (25 июня) близка к летнему солнце­стоянию. Аналогичные празднества можно наблюдать и в других селениях Дагестана.


Женщина-горянка в семье

Существуют разные мнения об унизительном положении женщины в семье. Это от незнания горской жизни. Не исключая множества суровых обычаев, имевших место в отношении к женщине в Дагестане в разное время, женщина-мать всегда оставалась хранительницей огня в семейном очаге. Стоило ему потух­нуть, как семья разорялась. Это осознавалось главой семьи и детьми, поэтому к матери относились сверхбережно.

По словам цунтинок и цумадинок, их мужья нежно относятся к ним, советуются и дорожат их мнением. Гимринцы вообще своих женщин не допускают к грубой и тяжелой работе.

Образ любящей матери всегда был в глазах детей. Дагестан не знает случая, чтобы дети допустили глумление над матерью, да и вообще приучались с благоговением относиться ко всем женщинам. Идеальная горская женщина в понимании дагестанца – строгая по нраву, целомудренная, честная и чистая, прежде всего по отношению к своему семейному очагу, родственникам.

Горянка действительно много трудилась и дома, и в хозяйстве, но никогда не теряла достоинства. В ней воплощались не только трудолюбие, но и мужество, бесстрашие. Она вместе с детьми приходила на помощь борющимся за народное дело мужу и братьям. Только она могла разнять кровников. Кто мог взять под свое покровительство и защитить обиженного и преследуемого? Опять же женщина – горянка. Никакое лишение, наказание и тем более убийство не могло совершиться в присутствии женщины. Сама она по законам адата считалась неприкосновенной. Посмотрите в кодекс дагестанских адатов, там большинство статей на страже чести женщины. Как можно говорить после этого, что женщина в горах раболепствовала, была бесправной, не имела голоса? Это совершенно не так. Дагестанские женщины никогда не прятали лицо от мужчин, а ходили открыто и носили головной убор, отделанный серебряной цепью и монетами. Нельзя считать случайной распространенную в горах поговорку: «Мать выше папахи» (папаха – символ мужской чести, достоинства).


За что наказывали горянку

По старинному горскому обы­чаю, если женщина не любила мужа, то должна была носить его на спине по улицам аула до тех, пока не станет любить его. То же самое было и с мужчинами. Они тоже должны были носить нелюбимых жен на спине по аулу, пока не пробудится любовь к ним.


Только мать останавливала кровную месть

В Дагестане во многих аулах в старину существовал такой обычай: если мать усыновит кровника, то кровомщение прекращалось.

Отражен этот обычай и во многих сказках. По древним обы­чаям, всякое мщение, наказание, тем более убийство, не могли быть совершены в присутствии женщины, а откладывались до другого случая. Если же столкновение предвещало несчастье, то вмешательство женщины могло предотвратить его. Для этого женщине стоило только выйти с распущенными волосами, снять с головы платок и бросить его перед дерущимися противниками. Если это касалось сына, мать говорила ему: «Прекрати. Пусть молоко из моих грудей будет тебе г|арамом (ядом), если ты не изменишь своего решения». Это считалось самым тяжким проклятием, и сын, считаясь с матерью и женщинами вообще, уступал.

Наказание за прикосновение рукой к женщине

Келебские адаты наказывали мужчину только за то, что он рукой коснулся женщины.

Если кто похитит женщину, говорилось в келебских адатах, или положит на нее руку, или снимет с нее что-нибудь из одежды и предметов украшения, то его в течение 10 дней высылают за пределы келебских селений без права на возвращение до истечения годичного срока, за каждый день пребывания в селении с него взыскивается штраф в размере одной овцы.

В постановлении Кайтагского уцмия Рустам-хана сказано:

«Кто прикоснется к женщине с прелюбодейной целью, взыскать по тысяче кари хабцалдеку» (пенновая материя).

Из кодекса законов Умма-хана Асарского: «Кто прикоснется к женщине из низменных побуждений, то с него взыскивается 2 быка».

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»

  • Победители

    За нашу победу! 

    Во время Великой Отечественной войны связь представляла собой важнейший элемент, без которого проводить...

    13

    3 дня назад

  • В числе первых по республике 

    Продолжая тему выделения жилья детям-сиротам в муниципалитетах, я решила поинтересоваться, как обстоят дела...

    8

    3 дня назад

  • Квартиры тепло согреет сердца? 

    – Вопрос серьезный. Вопрос нравственный, в конце концов. Дети-сироты – больше не на кого им рассчитывать. Вы...

    7

    3 дня назад

  • Туризм

    В гости к нартам 

    Город мертвых, чай от монаха, захватывающие дух горы, шумные водопады, каньоны, ледники, незабываемые...

    16

    3 дня назад

  • В поисках коровы 

    Похороны согласно «дедовским традициям», проходящие в наших городах и сёлах, давно превратились в набор...

    16

    3 дня назад

  • Собака тоже человек 

    … Но бывает, что законодатели учудят, так учудят. К счастью, наши народные избранники подобными странностями...

    11

    3 дня назад