Купить PDF-версию
11:30 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
12:03 11.09.2020

В начале пути

Аслан Магомедов
Выпуск - 2020 №№ 192-193
21

Сегодня нам трудно представить жизнь без железных дорог. При том, что миллион россиян пользуются авиасообщением, еще больше людей передвигаются по современным скоростным автодорогам.

И всё же у меня, как и у многих россиян, особое доверие и любовь к железной дороге. Я помню, как в детстве ездил с родителями в поезде, его тянул паровоз. Да, тот самый паровоз – большой, сильный, окутанный облачком пара, и производство которого у нас в стране завершили в 1956 году. С того года железные дороги перешли на тепловую (тепловоз) и электрическую тягу (электровоз). Ныне паровоз можно увидеть только разве что в кино да в музеях.

Особая моя любовь к железной дороге, возможно, исходит из того, что родом я из аула Сумбатль – аула железнодорожников. Мои земляки, а ныне и мои родственники работали и продолжают работать по разным железнодорожным профессиям — от путевого мастера до начальника Махачкалинского отделения дороги.

Откуда же у моих односельчан эта любовь к железной дороге? А всё началось ещё в 70-е годы позапрошлого, ХIХ века.

Первым сумбатлинцем-железнодорожником был Тамаза – сын грузина Арчила и сумбатлинки Айшат. Как известно, в свое время дагестанцы совершали набеги на Грузию. Во время одного из таких набегов сумбатлинцами были взяты в заложники мать с малолетним сыном Арчилом. Мать выдали замуж в селение Цовкра-2, а Арчил был усыновлен сумбатлинцем. В 18 лет он женился на односельчанке, у них родился сын, которому дали грузинское имя Тамаз (Тамаза).

В середине XIX века в России шло интенсивное строительство железных дорог, и Тамаза приобщился к этой профессии. Он работал на железной дороге в Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове. Приехав в родной аул, он забрал с собой двух сыновей, вернулся на железную дорогу, обучив их своей профессии.

В дальнейшем примеру Тамаза последовало немало его односельчан. Заработки по тем временам на строительстве железной дороги были высокими. Сумбатлинцы работали во Владикавказе, Ростове, Невинномысске, Батайске, Таганроге, Назрани и других городах России. В итоге горный аул стал аулом профессиональных железнодорожников.

Железнодорожный мастер Салих Алимов рассказывал, что только в 1894 году для работы на железной дороге из аула выехали 36 сумбатлинцев. Иногда 90-95% всех рабочих дорожного участка составляли именно выходцы из нашего села.

Сумбатлинцы гордятся, что стояли, можно сказать, в самом начале широкого строительства железных дорог ещё в царской России. Сегодня ими ежегодно пользуются более одного миллиарда россиян. Свою трудовую лепту сюда вносят и железнодорожники высокогорного села Сумбатль Кулинского района.

Похожие

Давай отправимся в Ахвах

87
Из открытого окна доносится приятная музыка, затем ее сменяют стихи на аварском языке. Так в...

Покуда вертится Земля!

62
Поездка была плановой. Погода стояла ясная, виды, особенно после Гимринского хребта,...

Мир на ладони

190
Люблю осень. Глаза требуют красок, душа – отдыха. И даже далеко ехать не надо, достаточно...

Один на один с Гамсутлем

476
Дом построил, сыновей вырастил, деревья посадил. Должно быть еще что-то. Что-то вечное,...

Жизнь продолжается

212
Вспышка коронавирусной инфекции затронула в той или иной степени каждого человека. В...

Мосты, дороги, акведуки

82
Горы, море, реки, ущелья, водопады – все это создано природой. Есть у нас другие не менее...

Объяснение в любви Дербенту

140
Дербент – колыбель трёх религий, город зодчества и изысканного ковроделия. Город моей...

Уважая традиции предков

52
Дагестан – это не только Cтрана гор, но и Cтрана языков». Слившись в один многонациональный народ, на территории Дагестана живут около 30 народов – аварцы, даргинцы,...

Воспитание горца

171
Удивительно, но, по древним религиозным представлениям кавказских народов, земная твердь...

Статьи из «Общество»

На всякий пожарный

3
Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание,...

Позор и гордость автопрома

14
Первое представление «Москвича-412» произошло в 1967 году, а фактический старт производства...

Электросамокат – проблема или благо?

5
Ныне принятая организация дорожного движения в...

«Там я нужнее, чем на земле»

2
Военный летчик Валентин Эмиров (на снимке) в годы Великой Отечественной войны протаранил...

Всегда был первым

2
В годы Великой Отечественной войны на поле брани погибли миллионы советских защитников...

Мать-героиня. Мама героев

10
Жительница Табасаранского района Эспет Ханмагомедова (на снимке в центре) – настоящая...

Стенд Дагестана не пустовал

6
На днях завершилась Международная выставка туризма и индустрии гостеприимства, которая...

«Минные поля» интернета

3
В связи с лавиной негативной информации в интернет-ресурсах, хлынувшей на сознание подростков и молодежи и рассчитанной на возбуждение агрессии, Общественная...

Ни одного равнодушного

8
В день общенационального траура в Российской Федерации 24 марта сотрудники...

Какие объекты будут благоустроены, зависит от нас

32
Началось рейтинговое голосование за...

Они просто спасали людей

7
Произошло страшное. 22 марта несколько террористов-ублюдков ворвались в концертный зал...