В шлейфе миграционных процессов
На днях на заседании Президентского совета по межнациональным отношениям Максим Шевченко, неоднократно бывавший в Дагестане, говорил о самочувствии русского народа в контексте проблемы трудовой миграции. Когда трудовая миграция становится для государства поводом для беспокойства?
Трудовая миграция – явление глобальное, процесс, не связанный с отдельной страной и народом, обусловленный неравномерным распределением ресурсов, ростом мегаполисов как финансовых и торгово-экономических центров мира. Трудовые мигранты стремятся туда, где рыночные условия более благоприятные, устраиваясь на работу, переезжают на новые места вместе со своими семьями, но продолжая оставаться в статусе лиц без гражданства.
В экономически развитых районах мира возникают определенные анклавы трудовых мигрантов, автономные социальные структуры, участвующие в воспроизводстве экономических благ. При этом такие анклавы во взаимодействии с государственной властью используют коррумпированные механизмы для защиты своих интересов. Коррупция осуществляет функцию социального лифта, позволяя реализовывать свои интересы в государственном управлении тем, кто по определенным причинам лишен гражданских прав.
Полагаем, что рост числа трудовых мигрантов, не имеющих российского гражданства, способствует также увеличению фактов коррупции в стране. Думается, что это также следствие того, что трудовые мигранты ограничены в реализации своих прав и защиты своих интересов в силу элементарного незнания русского языка, правил и условий проживания в стране. Всякий раз, когда власть решает проблему трудовой миграции, необходимость борьбы с коррупцией во власти возрастает.
По сути народное возмущение, которое выразил М. Шевченко словами о самочувствии русского народа, адресовано прежде всего верховной власти, не желающей ужесточать миграционное законодательство, но осознающей опасность перерастания проблемы трудовой миграции в проблему межнациональную. Если государственной власти не удастся решить эту проблему в ближайшее время, то, очевидно, будет введен визовый режим со странами Средней Азии, что поставит под угрозу экономическое сотрудничество на пространстве СНГ.
Вопрос гражданства в современном мире приобретает проблемный характер еще и потому, что гражданское общество является основой демократического политического устройства, развитые демократии испытывают прессинг со стороны растущего количества неграждан, активно участвующих в социально-экономической жизни, но не имеющих соответствующих политических и гражданских прав. Кризис, охвативший демократический мир, все более усугубляется в связи с изменениями в миграционных потоках, растущим притоком дешевой рабочей силы из слаборазвитых экономик стран Азии и Африки. Трудовая миграция также меняет городскую среду, привнося все новые и новые элементы.
В связи с этим могут возникать и культурные ценностные противоречия, усугубляющие раскол в обществе, в то же время происходят взаимообогащение и развитие, формирование новых укладов, образующих новый культурный облик современного города. Синкретизм восточных традиций и западных институтов остается доминирующей тенденцией развития мира, потому так важно учитывать объективность этих процессов. Это процессы, которые происходят на наднациональном уровне, государство не в силах в полной мере решить проблему трудовой миграции, однако власть может сбалансировать глобальные тенденции развития с требованиями сохранения национальной идентичности.