Купить PDF-версию
21:23 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
09:15 20.04.2018

В степях Прикаспия

Натик Джафаров
Выпуск - 2018 №№ 115-116
83

О внутренней жизни половцев мы знаем сравнительно немного, поскольку собственной письменной культуры у них не было и единого государства они не создали, но все же сохранилось достаточно сведений и свидетельств, чтобы составить некоторое представление об устройстве этого степного сообщества.

Каждая орда состояла из родовых объединений – куреней. Курень подразделялся на коши, большие семейства, во главе которых находились старейшины-кошевые. (Здесь видна очевидная связь с куренно-кошевым устройством будущих казацких общин, которые возникнут в приднепровских краях несколько веков спустя).

Летом половецкие курени кочевали каждый на своей территории, а в холодное время года вся орда собиралась в определенных местах, которые в летописях названы «городами», хотя это были всего лишь зимовья. Один из таких станов, Шарукань, впоследствии превратился в город Харьков.

Социальная структура орды состояла из трех неравноправных сословий: знати, которой доставалась львиная часть добычи; рядовых воинов, каждый из которых владел десятком коней; и «колодников» пленников, носивших деревянную колодку и выполнявших всю черновую работу. Особую прослойку составляли шаманы-бахсы, жрецы распространенного у многих тюркских и монгольских народов культа Неба – тенгрианства.

Но это был прежде всего народ-воин. Каждая орда была относительно немноголюдной, да и все половцы, вместе взятые, вряд ли насчитывали больше полумиллиона человек. Но во время войн у кочевников почти всегда имелось серьезное численное преимущество, потому что взрослые мужчины поголовно садились в седло. Всё половецкое войско было конным и передвигалось очень быстро, поскольку имело в изобилии сменных лошадей. Кипчаки не уклонялись от рукопашной, но хорошо владели и луками, дротиками и арканами. Чаще всего степняки атаковали противника, но отлично умели и обороняться, выстраивая в круг свои повозки, некоторые из которых оснащались дальнобойными арбалетами.

Когда половецкая конница, участвуя в войне с крестоносцами, столкнулась с западноевропейскими рыцарями, выяснилось, что боевые качества азиатов выше. К примеру, в кровопролитной битве под Адрианополем кипчаки наголову разгромили войско Балдуина I Фландрского, а самого его захватили в плен.

В бою половцы были изобретательны и дисциплинированны, что позволяло осуществлять сложные маневры вроде ложных отступлений с последующей контратакой.

Начиная с VI в. степные просторы Северного Кавказа включились в сложный и противоречивый процесс культурного и этнического взаимодействия тюркских племён с автохтонным населением Северного Кавказа. Непрерывная всевозрастающая тюркская волна захлестнула равнинные районы Северо-Восточного Дагестана и привела к постепенному господству тюркского этнического ядра. Проникновение тюркских племён, а следовательно, и распространение тюркского языка в северной части Дагестана продолжалось и после распада гуннского и связанного с ним булгарского объединения.

Этот процесс значительно усилился со времени образования Западно-Тюркского, а затем и Хазарского каганатов. Именно в хазарскую эпоху на территории Северного Дагестана наблюдается дальнейшая консолидация тюркских и местных этнических элементов. Для дальнейшего формирования тюркоячычного населения Кавказа решающее значение имело длительное пребывание кипчаков в степях Прикубанья и Западного Прикаспия. Это обстоятельство сыграло решающую роль в формировании кумыкской народности.

Решающую роль кипчакского этнического ядра в формировании кумыкского народа исследователи отмечали неоднократно. Как писал Я. Федоров, «хотя проникновение тюркских элементов в Северо-Восточный Дагестан, возможно, имело место уже в хазарское время, однако процесс отюречивания этого района вступил в решающую фазу лишь в половецкую эпоху». Дагестанский ученый С.Гаджиева высказала более определённое суждение: «Начавшийся еще со времени болгар, савиров, западных тюрков процесс тюркизации аборигенов Кумыкской равнины полностью завершился в период господства кипчаков». Она обращает внимание на то, что кумыкский язык впитал в себя в процессе своего формирования и элементы огузских языков, «огузское влияние отчётливо прослеживается в диалекте южных кумыков», которые испытывали это влияние не только с севера, но и с юга, «со стороны Азербайджана, который в XI в. подвергся вторжению огузских племен во главе с султанами из сельджукской династии. Что же касается кипчакских признаков, то они наиболее ярко выражены в хасавюртовском диалекте, который лёг в основу кумыкского литературного языка».

Известный тюрколог Н. Баскаков отмечает, что кумыкский язык принадлежит к кипчакской группе (кипчако-огузской подгруппе) тюркских языков и что он имеет «в своей основе общие исторически отложившиеся булгарские, хазарские, а главным образом позднейшие узо-половецкие черты». Об этом сообщается в книге «История Дагестана», изданной ДНЦ РАН в 1996 году, авторы: М.Гаджиев, О.Давудов, А.Шихсаидов. Признавая этот важный фактор этнополитической истории, а именно победу кипчакского языка в итоге длительных межэтнических контактов в Северо-Восточном Дагестане, учёные придерживаются вместе с тем того мнения, что процесс этот шел на местной этнической базе. Вполне определённо отмечается, что «кумыки оформились как народность на местной основе», что «в создании кумыкской народности главная роль принадлежит местным племенам».

Выводы эти обосновываются не только на базе письменных источников, но и с использованием археологических, лингвистических, антропологических данных. Последние исследования отмечают несколько этапов этого процесса. Первый — IV-VII вв. Это начальный этап тюркизации равнины, сообщают дагестанские ученые, в основном Терско-Сулакского междуречья; в это время возникли условия «для образования основы тюркоязычной этнической общности. Следующий этап охватывает период VII – конец 40-х годов VIII в. Этническое развитие Северо-Восточного Дагестана прошло в пределах Хазарского каганата, где интенсивно проходил дальнейший интеграционный процесс взаимодействия кочевых племен, прибывших сюда еще в гуннское время, хазаро-болгарских племенных объединений, аланского и местного автохтонного населения. Здесь «шел процесс формирования тюркоязычного ядра. Мы можем говорить о господстве здесь тюркского этнического элемента в широком смысле слова. Шел этот процесс на фоне перехода кочевых племён к полуосёдлому, а затем осёдлому хозяйству».

Следующий этап датировки (IХ-ХIII вв.) полностью связан с деятельностью огузов и половцев-кипчаков. Последние длительное время кочевали в степях Прикаспия, контактируя с населением Прикаспийского и Предгорного Дагестана. К концу этого периода кипчаки полностью попали под влияние высокой земледельческой культуры и вели оседлый образ жизни. Именно в эту эпоху первоначальное ядро, сложившееся в эпоху Хазарского каганата, превращается в обширную тюркоязычную зону, в состав которой вошёл весь Северо-Восточный Дагестан. В этот период происходит внедрение в местную этническую среду половецко-кипчакского языка.

Похожие

На заре советской власти

706
Махач Дахадаев. 2 апреля человеку, чье имя уже более 100 лет носит столица Дагестана,...

Гуниб и Александр II

1025
Говорят, кто не был в Гунибе, тот Дагестана не видел. Не будем спорить, а отправимся туда, где...

Когда деньги сыплются без счёта

66
В первые годы после падения мюридизма Дагестан охватила...

Лев Толстой в Дагестане

672
170 лет назад, весной 1851 года, братья Николай и Лев Толстые вместе отправились на...

Человек, который построил Махачкалу

824
Махачкала – молодой город, ему чуть более 160 лет. О нем...

Бой в ауле Телетль глазами солдата

482
4 июля 1837 года русский отряд (около 3000 солдат при 4...

Батирте: военное сообщество средневекового Дагестана

147
В VI веке в горном Дагестане вокруг...

Тыл в годы войны

2010
Вероломное нападение Германии и её союзников поставило народное хозяйство СССР в...

Зооморфный код

87
Предки оставили для нас послание на скалах. Странные изображения ставят в тупик даже...

Неуёмная энергия творца

100
Живет в Санкт-Петербурге уроженец Дагестана Вадим Мирзоев, выходец из известного ахтынского...

Отголосок из глубины веков

51
Скудна и сурова была жизнь наших далеких предков, которые вели обособленный образ жизни....

Вековая автономия Дагестана

955
Наступивший 2020-й богат на юбилеи. В политической жизни республики этот год ознаменован двумя...

Статьи из «Общество»

Управление ГИБДД подвело черту

3
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

3
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

32
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

5
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

33
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

8
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

32
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

24
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Интернет: зло или благо?

10
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

5
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

98
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...