Вернуть былой статус
Русский язык в бывших советских республиках почти забыли, и, как утверждают специалисты, он стал менее популярен в мире. Возвращение ему былого статуса объявлено одной из стратегических национальных задач. Разработана федеральная целевая программа «Русский язык». На развитие этого проекта в стране до 2020 года запланировано выделить почти 8 млрд рублей.
Цели поставлены серьезные: должно вырасти число переводчиков, учителей, которые владеют новыми методиками преподавания русского языка как иностранного, за рубежом должно стать больше русских школ, которым будет оказана поддержка. Признано перспективным направление, связанное с преподаванием русского языка через сеть. Интернет-ресурсы при этом нужно совершенствовать, уже заработал портал «Образование на русском».
О том, как реализуется программа, с какими трудностями пришлось столкнуться, рассказала руководитель проекта в Дагестане, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики и кафедры филологического образования Института развития образования (ДИРО) Румина Исабекова.
По ее словам, работа началась с диагностики знаний и компетенции учителей начальных классов, русского языка и литературы. Делалось это для совершенствования навыков учителей. Результаты позволят оценить уровень подготовки педагогов и составить для каждого из них индивидуальный план повышения квалификации.
Специалисты утверждают, что многие учителя не могут или не хотят применять на уроках информационные и коммуникационные технологии. А тем временем полученные результаты первого этапа диагностики показали, что нашим учителям надо упорно заниматься повышением уровня своих знаний. И сегодня, спустя несколько лет, актуально замечание Владимира Путина, озвученное в его Послании Федеральному собранию РФ: «Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии…».
– В первом этапе диагностики приняли участие почти 8000 учителей начальных классов в направлении русского языка по всему Северному Кавказу. В Дагестане 11235 учителей начальных классов, из них участвовали лишь 30%. Наибольшую активность проявили педагоги из Карачаево-Черкесской Республики. Надо было ответить на 65 тестовых заданий по лексике и грамматике и на 14 заданий по методике преподавания русского языка в условиях поликультурных детских аудиторий. При этом для участия в диагностике каждый учитель должен иметь персональную электронную почту и зарегистрироваться на портале «Образование на русском» как преподаватель. Проблема в том, что у большинства ее не было. Это говорит о том, что с информационными технологиями педагоги «не дружат». Одна из распространенных отговорок: «нет Интернета». Удивляет то, что у учителей в высокогорных районах нет проблем со связью, а у равнинных есть, – рассказывает Румина Исабекова. – Вторая проблема: в каждом управлении образования должен быть специалист, владеющий всеми ноу-хау информационного пласта. Как выяснилось, таких единицы. Следовательно, отношение к диагностике было соответствующее, халатное. К информированию участников подключились министр образования и науки РД Шахабас Шахов, главы районов. Будем надеяться, что филологи покажут лучший результат.
На вопрос, как переломить ситуацию, Р. Исабекова считает, что выход один – самообразование. Сегодня это необходимое условие при реализации идей модернизации образования. Разумеется, в Институте развития образования для учителей предусмотрены соответствующие курсы. Но проходят они раз в три года. Учитывая, что каждый день появляются все новые и новые ресурсы и технологии, этого недостаточно.
В большинстве своем учителя варятся в собственном соку, мало кто выходит на связь с коллегами из других регионов, а это дало бы хороший импульс движению вперед. Сегодня Интернет представляет массу возможностей совершенствоваться: это и дистанционные институты, курсы, постоянные вебинары. Было бы желание.
Специалисты ДИРО предупреждают: борьба с информационным невежеством учителей началась! С 1 января 2017 года по указу Президента России вступят в силу новые профессиональные стандарты для педагогов, в структуре которых есть модули, связанные с речевой компетенцией. Опыт, полученный при проведении диагностики, может быть использован в будущем для процедур внедрения профессионального стандарта. А для начала Румина Исабекова рекомендует учителям порталы, способствующие повышению их компетенции.
– На портале «Образование на русском» формируются база образовательных материалов и онлайн-сервисы, востребованные для профессионального развития: многочисленные курсы по русскому языку и литературе, онлайн-программы повышения квалификации педагогов, открытые онлайн-лекции, которые читают лучшие преподаватели Института Пушкина. Много полезной информации предоставляют сайты: «Первое сентября», «Решу ЕГЭ», «Методсовет», «Завуч.Инфо», «О детстве», «Учительский портал», – советует собеседница.
И эта не разовая акция, отнестись к ней надо максимально серьезно. По уровню знаний учителей будут оценивать состояние развития образования в республике. Информацию об итогах тестирования Министерство образования и науки РФ направит главам республик, а также Полномочному представителю Президента РФ в СКФО.
Еще одно новообразование – в течение ближайших трех лет курсы повышения квалификации нашим педагогам будут преподавать специалисты из Ставрополя, Ростова-на-Дону и Краснодара.