Вернуть потерянное
Специалисты, работающие в области общественных наук, знают, что процесс смены поколений составляет примерно 15 лет. Это означает, что за обозначенный срок возможна не только чисто биологическая замена активных участников общественных процессов, но и фактическая смена идеологических и политических вех.
Поменяв в начале 90-х курс общественного и политического развития, Россия резко прервала плавно текущий процесс смены поколений. В одночасье оказались разрушенными устоявшиеся за десятилетия идеологические установки и нравственные принципы. Первое – идеология – разрушилось моментально, после нескольких указов и постановлений. Второе же – нравственные принципы – очень тщательно вытравливалось. С людьми старшего поколения сделать это было невозможно, поэтому весь процесс изменения общественного сознания обрушился на подрастающую молодую смену.
Сегодня нередко спорят по поводу послевоенного «плана Даллеса», касающегося нашей страны. Кое-кто считает этот план по целенаправленному разложению советского общества грубой мистификацией. Но плоды-то разложения мы пожинаем. Особенно в отношении нашей молодежи.
Для начала разрушили общественные институты работы с молодежью. Где молодежные клубы в лучшем смысле этого слова? На смену им пришли ночные клубы, пришла банальная «тусовка». В тусовочных рамках началось активное приобщение молодежи к тяжелому року, алкоголю и наркотикам.
Вспомним, что к середине 90-х мы получили большой всплеск детской и молодежной преступности. Именно тогда и возродилась детская беспризорность. К 2000 году не было уже ни одной общественной и политической организации, полноценно работающей с молодежью. Этот вакуум сразу заполнился представителями преступных и экстремистских элементов. Молодежь стали активно использовать либо в криминальных, либо в сугубо политических целях. Но самое главное, за эти годы фактически произошла смена основополагающих идейных ориентиров. На первый план сегодня выдвинута доктрина «собственной успешности и собственного благополучия». Новоявленные «наставники» настойчиво поворачивают подрастающее поколение к формуле «цель оправдывает средства». Не потому ли мы видим всплеск жестокости со стороны молодых людей?
Недавно показывали девочку-подростка, которая так избила палкой сверстника, что он получил сильнейшее сотрясение мозга. И подобным примерам несть числа. То школьники над пожилой учительницей издевались, то «просто так» над бомжами измывались. Волчата, одно слово. И они, подрастая, сбиваются в стаи. Их сегодня много. Их представители бреют себе наголо головы, вооружаются ножами и обрезами и выходят на большую дорогу. Или, наоборот, — кавказский вариант — не бреются и уходят в леса.
Такова природа подрастающего поколения, что оно совершенно непроизвольно тянется к группировкам и объединениям.
Сегодня в России действует несколько таких притягательных центров. Среди них – и криминальные. Кого только нет: «скинхеды», «нацисты», «сатанисты», члены различного рода братств. Деятельность их напрямую связана с психофизическим воздействием на личность подростка, использованием психотропных средств. На этом же поле (нам ли этого не знать!) играют и различного рода псевдорелигиозные организации, использующие молодежь для достижения своих целей.
Что же делать? Как противостоять попыткам изменения общественного сознания уже всех нас через самое уязвимое звено – молодежь?
По-моему, начинать придется со школы. Вдумаемся, что мы с ней сделали, во что превратили. Определили «реформаторы»: главная задача школы — только давать качественные знания. И здесь была допущена трагическая ошибка. Ибо знания без нравственности могут превратить человека в преступника. Развенчали национальных героев, превратили их в злодеев и лихоимцев. Порушили идеалы, не создав никаких других. Нельзя же всерьез считать образцами для подражания Романа Абрамовича и Бориса Березовского?!
Верните в школу элементы воспитания и развития – и она станет «вторым домом» для детей. Но прежде школа должна перестать довольствоваться крохами с «барского стола», а учитель – перестать чувствовать свою ущербность в нашем обществе.
Образование – не сфера коммерческих услуг, а важнейшая социальная функция государства по воспитанию будущих граждан страны. Не пора ли вернуть в школу дух творчества, созидания, сопричастности?
…Я помню, как дружно, как хорошо мы пели: «Орлята учатся летать». А ныне? «Волчата учатся кусать»… Не хотелось бы оказаться у них на поле…