Власть науки
В республике действует программа «Формирование и развитие гражданского общества в РД на 2013–2017 годы», принятая правительством и финансируемая из бюджетных средств.
На данную тему проведено более десятка рабочих встреч, обсуждений, других мероприятий с участием официальных лиц, руководства республики. Не раз в печати, в частности, в газете «Дагестанская правда», публиковались материалы о работе круглых столов, выступления председателя рабочей группы по этой программе. Доктор философских наук Мустафа Билалов, который является автором концепции гражданского общества с региональными базовыми ценностями, видит будущее Дагестана в сильном государстве.
В статье «Почему Дагестану необходимо гражданское общество регионального типа» Мустафа Билалов подчеркивает: «…ориентир России на персоналистическое (классическое, либерально-демократическое) гражданское общество – откровенно вчерашний день». При этом классическим обществом гражданского типа следует понимать гражданские институты в США. Примеров тому, как работают американские институты, множество. Один из таких нашумевших на весь мир случаев произошел в прошлом году, когда солдат американской армии слил информацию в Интернет, сведения об убийствах американскими военными мирных жителей в Ираке, придал огласке военные преступления, после чего в Штатах разразился громкий скандал, полетели головы военачальников. Против владельца интернет-издания, выложившего секретную информацию в глобальную сеть, Джулиана Ассанджа возбудили дело, к расследованию подключился Интерпол.
На суде присяжных американский служащий, нарушивший армейский устав, признался, что сделал это из чувства гражданского долга. И неважно, каким будет вердикт судей, ведь они будут судить не солдата, а гражданина, члена гражданского общества, который, нарушив верность военной присяге, ослушавшись командования, изменив Родине, не перестал быть гражданином американского общества, чьи свободы и права священны. Вспомним еще одно судебное разбирательство известного на весь мир профессионала от бокса Мухаммеда Али, отказавшегося идти в американскую армию по повестке из военкомата и выдвинувшего иск против Соединенных Штатов. Взгляды боксера на войну американцев во Вьетнаме противоречили официальной позиции Белого дома. В суде против Соединенных Штатов профессиональный боксер одержал победу, выиграв так же блистательно, как он делал это всегда на боксерском ринге, за что его по сей день почитает мир, по праву удостоив звания «лучшего боксера двадцатого столетия». Подобных примеров из жизни классического гражданина американского типа великое множество, отсюда проистекает классическая или либерально-демократическая трактовка гражданского общества американского типа. По словам Мустафы Билалова, американское «гражданское общество базируется на утверждении примата личностной автономии и расширении гражданских прав и свобод».
В отличие от классического понимания демократии по американскому образцу Мустафа Билалов как один из авторов концепции гражданского общества в Дагестане предложил «курс на общество с региональными базовыми ценностями», то есть гражданское общество по региональному типу. При этом подчеркивается, что «права и свободы личности должны быть гармонизированы с групповыми правами и благами. Уважение социальной группы (этноса, конфессии, социума в целом) и факта принадлежности индивида к ней должно рассматриваться как уважение индивидуальных прав человека». Особенное внимание уделяется тому, что для Дагестана специфика гражданского общества должна проявиться в отказе от американского персоналистического варианта.
Предложенная рабочей группой по формированию и развитию гражданского общества в Республике Дагестан на 2013-2017 годы модель, по мнению ученого, «более соответствует справедливости, достижению существенной личностной свободы и блага для социальных групп». Слабая сторона той модели, которую предложили дагестанские ученые, пока еще в том, что, раз возникнув в умах ученых, ее следует проецировать на общественные и властные процессы, чему нередко органы власти, равно как и общество, противятся. В классическом случае американские реалии проецируются на либерально-демократическую модель общества, что, собственно, и составляет область научных исследований. Если же предположить, что усилиями власти и общества удастся реализовать дагестанскую модель наилучшего общественного устройства гражданского общества, то мы получим этатическую модель (сильное государство – слабое гражданское общество) с элементами авторитаризма. Таким видится ученым будущее Дагестана.