Сетевое издание «Дагестанская правда»

22:00 | 20 октября, Вт

Махачкала

Weather Icon

Власть, облагороженная мудростью

A- A+

2013 год в Дагестане начался сменой руководителя республики, и личность врио Президента РД напомнила известную из античности мысль о целесообразности совмещения с властью философской мудрости. Справедливости ради отметим, что философы в дагестанском руководстве последних десятилетий - не редкость.

Наш первый президент Муху Алиев также был доктором философии, да и министры в прошлом — Казиев, Арухов, Гусаев, Курбанов и др. — имели ученые степени по философии. Есть несколько философов и в аппарате Правительства и министерств. Однако так открыто и демонстративно, как врио Президента Дагестана никто не обосновывал свои политические шаги философскими идеями.  Рамазан Гаджимурадович  известен как специалист  в области политологии, культурологии, национальных отношений и этнических проблем. Плюс к этому, его богатая политическая практика,  его искреннее  желание вдохнуть новую жизнь в дремлющую конструкцию под названием — Республика Дагестан.  Мы, гуманитарии Дагестана, желаем Вам, Рамазан Гаджимурадович,  успехов и удачи в этом исторически значимом для нашей республики деле.

Гуманитарии  Дагестана с определенной надеждой восприняли Ваши заявления о необходимости повысить роль науки в жизни дагестанского общества. Вузовские установки ученым внедрять научные разработки в экономику издавна встречают сопротивление государственных и коммерческих структур. Поэтому указание врио Президента: «всем министерствам и ведомствам республики необходимо подготовить договоры с научными институтами Дагестана, в том числе с вузовскими кафедрами» — бальзам на душу научного сообщества республики. Однако именно  со стороны научного сообщества должна исходить инициатива – философ и политолог должны обладать  гораздо большим чутьем на внедрение гуманитарных разработок  в экономику и политику, чем сами чиновники и политики. Наши кафедры и институты должны дать конкретные предложения по заключению хозяйственных договоров.

Согласны мы и с критической оценкой состояния общественных и гуманитарных наук.  К сожалению, многие наши ученые самодовольны и амбициозны, все у нас видные и выдающиеся, хотя за пределами республики их не только не цитируют, но и не подозревают об их бытии. В прошлые века и сегодня дагестанская общественно-политическая мысль не поднималась до всеобщих процессов, она изучала и пыталась осмысливать явления, связанные со спецификой дагестанской культуры, нравственности, традиций, религиозных вероучений без их сложных связей с мировой культурой. Дагестанская философия как значимое для мировой или европейской науки самостоятельное явление до сих пор не сформировалась, и в этом смысле нет дагестанской научно-гуманитарной или философской школы. Дело в том, что наши  специфические дагестанские проблемы – этнических и религиозных отношений, сохранения языков и культур и т.п. осмысливаются на уровне партийных и политических заданий и лозунгов, им не хватает философской глубины, теоретического звучания, солидной методологии и масштаба осмысления.  Дагестанские гуманитарии, в основной своей массе, по-прежнему на поводу инициируемых и планируемых региональными и федеральными центрами власти общественно-политических, нежели научных, мероприятий. А многие из молодого поколения философов порой заняты неуклюжим дублированием масс-медийного и электронного эфира, их «теоретическая» подготовка сводится к умелому компилированию интернет-материалами. И потому даже по своей традиционной проблематике наши ученые не всегда могут достойно представлять Дагестан на международных и всероссийских научных конференциях, их выступления зачастую  сводятся к эмпирическим рассуждениям и озвучиванию экзотических фактов и цифр из жизни многонационального края. Традиционно узким местом дагестанской гуманитарной науки являются её герметичность и демонстративная самодостаточность. Её представители мало печатаются за пределами республики, не оказывают влияния на российскую науку. Они мало выезжают, мало выносят на суд общероссийской научной общественности свою тематику и результаты исследования. А проводимые в республике научные мероприятия по известным объективным причинам не собирают инорегиональных участников для кворума подлинно научных дискуссий.

Но ныне ситуация в дагестанской культуре и гуманитарной науке меняется. В Дагестанском государственном университете 8 лет существует философское отделение, третий  год оно в составе  факультета психологии и философии. Общественно-политические перемены в жизни России и Республики Дагестан, произошедшие в 90-е годы прошлого века, имеют неоднозначные последствия для экономики, культуры и политики.

Общество нуждается в новой идеологии, в изменении эталонов и ценностей духовной жизни всей страны и Дагестана, что  требует активного творчества формирующейся новой интеллигенции, способной строить стратегию движения общества, правильно сориентировать его в условиях глобализации, сделать верный выбор в поиске путей цивилизационного развития наших народов, сохранения их этнического и культурного своеобразия. Этими обстоятельствами, в первую очередь, объясняется инициатива Дагестанского государственного университета по открытию философского факультета в Дагестане.

Студенты и аспиранты принимают активное участие  в работе республиканского философско-интеллектуального клуба «Эпоха».

Ежегодно в Дни Всемирной философии проводится посвящение первокурсников в философы с приглашением ведущих философов вузов Дагестана, научных сотрудников ДНЦ РАН, общественных деятелей. Можно сказать, что мы выводим философию как науку и образование за пределы академических занятий, и молодое поколение философов призвано положить начало подлинной философской культуре и философским школам в Дагестане. На повестке дня – открытие родственных специальностей и специализаций – политологии, культурологии, религиоведения, социологии… Дагестан насыщен историками, юристами, экономистами, пора нашим ректоратам менять ориентиры приема в вузы… 

Правда, вузы по-прежнему получают абитуриентов, учившихся мыслить, как правильно заметил Рамазан Гаджимурадович, на основе ЕГЭ, в том числе по общественным наукам. Более того, мы не можем противостоять напористости Минобрнауки РФ по внедрению тестовой системы обучения и контроля знаний студентов даже по философским дисциплинам. Дело дошло до того, что экзамен по философии в аспирантуру сдают также компьютеру. А по последней информации, сгустились тучи уже над самим экзаменом и философской подготовкой молодых ученых вообще. 

Сегодня для нас важны проблемы современной культуры,  виртуальной реальности, виртуальной культуры, и ориентироваться в них могут те, кто хорошо знаком с онтологией – формами бытия, материальной и духовной реальности, отражения и информации и т.п. Дагестанская культура подвергается разрушительным тенденциям глобализации, и только, уловив и поняв дух мировой культуры, место в ней нашей национальной культуры, можно ее осмысленно защитить. А защищать ее нужно потому, что «именно традиционная культура, — как справедливо заметил Р.Г.Абдулатипов, — формирует целостное мировоззрение», именно она является подлинной культурой, не поддающейся манипулятивной коррозии современной массовой культуры.

Нам, гуманитарному сообществу Дагестана, близка также установка врио Президента о том, «чтобы просветительская деятельность наших конфессий была еще более ощутимой на развитии нашего общества», о том, что «религиозные учения способствуют формированию государства и цивилизации». В самые ответственные духовные и политические коллизии  дагестанской истории последних двух-трех десятилетий наши ученые-гуманитарии не были на высоте теоретического осмысления  религиозных перипетий внутри самого ислама. Так что, за настоящим и будущими поколениями философов и религиоведов и разрешение обострившихся  противоречий между салафитами и тарикатистами… Не обзывать друг друга экстремистами и террористами, а спокойно разобраться в глубинных и теоретических разногласиях между суфизмом и салафизмом – здесь эффективна только современная методология.

Роль гуманитариев и в политике, и в культуре, и в религии не столько в том, чтобы  насыщать эти  сферы подготовленными  кадрами. Конечно, оздоровление руководства и властных структур республики – курс правильный, и здесь народ поддержит нового президента. Но Дагестан нуждается в системных изменениях, и здесь без философии, политологии, социологии, культурологии и других гуманитарных наук не обойтись. Определение цивилизационного курса на гражданское общество регионального типа, выстраивание иерархии общечеловеческих ценностей с учетом менталитета и религии дагестанских этносов, подчинение этому курсу и иерархии экономических, политических, образовательных и др. сфер общественной жизни – важнейшая задача Дагестана, я бы это назвал национальной идеей наших народов.  И они не могут быть обоснованы и решены без философских наук. Полностью согласны с призывом врио Президента Дагестана, «что мы должны давать идеи, которые спасут Дагестан, которые поднимут республику на качественно новый уровень».

Мир идет к постмодернистской культуре, информационной, постиндустриальной цивилизации, к глобальному гражданскому обществу, и, причем, путем сближения Востока и Запада. Именно здесь востребовано активное творческое участие гуманитарной элиты как традиционного авангарда интеллигенции, способной возглавить строительство современного общества. Ее наиболее организованным отрядом  является Конгресс интеллигенции Дагестана, Дагестанское отделение Российского философского общества, республиканский молодежный философско-интеллектуальный клуб «Эпоха» и др. общественные институты гуманитариев. Есть несколько научно-исследовательских институтов и центров в наших вузах и ДНЦ РАН. Все они имеют реальный авторитет и силу для выполнения многих республиканских программ, той же республиканской целевой программы  формирования и развития гражданского общества в Республике Дагестан на 2013–2017 годы, которая сегодня на стадии принятия в качестве республиканского закона.

Гуманитарная наука Дагестана достигла духовной зрелости для участия в судьбе своего народа и  должна взять на себя   ответственность указывать ему путь в достойное будущее в неразрывной связи со своей культурой.

 

 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»