Купить PDF-версию
14:54 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X

Водонапорные башни

В Дагестане железную дорогу проложили в конце XIX века, вскоре после этого стали строить водонапорные башни. Архитектура их была разной, но все они предназначались для того, чтобы «напоить» паровозы водой. Располагались башни на железнодорожных станциях и депо. Паровые насосы подавали воду в башню, а оттуда по трубам она поступала на станцию, в депо, и ею же заправляли паровозы. К 1960 годам башни полностью утратили своё значение в связи с переходом станций и депо на центральную систему водоснабжения.

В Порт-Петровске (ныне Махачкала) первая водонапорная башня была построена в 1906 году на станции Петровск-Кавказский (Махачкала I – Сортировочная). Ещё одну возвели чуть позже на железнодорожной станции Петровск-Порт у нынешней привокзальной площади. Обе эти башни сохранились по сегодняшний день. И еще одна на улице Магомеда Гаджиева, построена она из красного кирпича, но ее предназначение вряд ли увязывается с железной дорогой. Кстати, сегодня внутри этой башни находится трансформаторная будка.

Во времена же царской России город испытывал острую нехватку воды, поэтому в Петровске было установлено несколько водонапорных и водоразборных башен, будок и колонок. Ныне «красуется» такая будка на аллее по проспекту Р. Гамзатова напротив Русского театра, и, понятное дело, её прямые функции давно утрачены. Мы же немного обратимся к истории.

… Первоначально железную дорогу намечалось проложить западнее Петровска, у самого подножия горы Тарки-Тау. Однако по этому поводу свое негодование высказали богатые рыбопромышленники и купцы, не желавшие нести дополнительные расходы по перевалке грузов от порта через весь город вплоть до Тарки. Вопрос о трассе железной дороги был пересмотрен, и путь на юг прошел через порт и далее вдоль берега моря по песчаной косе.

Эксплуатация железной дороги потребовала создания соответствующей инфраструктуры, в которую входили депо и мастерские. Для этого была выбрана территория северо-западнее города. Так возник поселок Петровск-Кавказский, ныне известный как Махачкала I.

17 мая 1894 года было официально открыто движение на участке железной дороги от реки Сулак до Петровска. А первый паровоз от Петровска в Дербент отправился 25 октября 1898 года. Немного позднее, в 1915 году, железная дорога соединила Петровск и Темир-Хан-Шуру…

Всего в пределах Дагестанской области было сооружено десять станций: Чир-Юрт, Темиргое, Петровск-Кавказский, Порт-Петровск, Манас, Бойнак, Каякент, Мамед-Кала, Дербент, Белиджи; а ещё четырнадцать разъездов, несколько десятков мостов, возведено 53 здания. И как следствие возле этих станций были построены водонапорные башни. Все они по сегодняшний день практически сохранились.

Башня, располагающаяся у привокзальной площади в Махачкале, отличается от других не только своей уникальностью в архитектурном плане, но и особой историей. Она была построена в 1910 году. Толщина стен внизу достигает 180 сантиметров, кверху стены постепенно становятся тоньше. В башне два ряда окон – как в декоративных целях, так и для того, чтобы внутрь попадал солнечный свет (электричество использовалось в тёмное время суток).

Когда паровозы перестали ходить, эта башня, как и все остальные, стала ненужной. Долгое время её использовали под склад и сторожку. В 1990-е её выкупило частное лицо, и после реконструкции был изменен внутренний облик башни. В частности, башню разделили на два этажа. Потолок и стены выкрасили в небесно-голубой цвет и украсили лепкой в виде узоров, колонн и обрамлений. Нижнюю часть стен обложили деревянными панелями, а подоконники отделали резьбой. Окна оклеили витражной плёнкой, что придало им необычный и красивый вид. Крышу сделали в виде круглого навеса, а деревянный потолок украсили резьбой. По всему периметру «балкона» появились кованые ограждения, откуда открывался красивый вид на город и море.

Сегодня историческая башня, которой уже 112 лет, после очередной реконструкции предстаёт в виде ­кафе-музея.

Статьи из «Старая Махачкала»