Воспитание: cовременные проблемы
За прошедшие тысячелетия люди так и не пришли к единому мнению, как нужно воспитывать подрастающее поколение. Каждая эпоха рождает свои проблемы. С какими из них сегодня сталкивается дагестанское общество? В поисках ответа на этот вопрос в республиканском Миннаце собрались представители Совета старейшин при Главе РД, аппарата Уполномоченного при Главе РД по защите семьи, материнства и прав ребенка и Совета регионального общественного движения «Конгресс дагестанской интеллигенции». Модератором выступил ректор ДГУ Муртазали Рабаданов.
Заседание началось с приятной миссии — министр по национальной политике Татьяна Гамалей от имени Главы РД наградила члена Совета старейшин Зару Латифову почетным знаком «За любовь к родной земле».
Сиражутдин Ильясов, зам. председателя Совета старейшин при Главе РД, подчеркнул, что результат обсуждения будет зависеть от взаимодействия с властью республики, идеи начнут работать, если власть придаст им юридическую силу. Обозначены были также и работающие сегодня программы по содействию семье. Так, Глава республики
Р. Абдулатипов в самом начале своей деятельности инициировал, и Народное Собрание РД 8 апреля 2013 года приняло Закон «Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей», а Совет старейшин во исполнение этого закона разработал положение о Совете отцов.
На заседании шла речь и о программах материнского капитала, о повышении оплаты отпуска по уходу за ребенком, введении ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующего ребенка. Известно, что семьям с тремя и более детьми выделяются участки под строительство жилого дома. Отмечено, что увеличилось количество семей, проживающих отдельно от родителей, что свидетельствует об улучшении жилищных условий молодых семей.
Был обозначен и круг проблем в семейном воспитании – социально-экономические, бытовые и психологические. В связи с ними выдвигаются приоритетные направления, по которым должна проводиться работа. Речь идет о новых изменениях в системе ценностно-смысловых ориентаций нового поколения — частной собственности, материальной обеспеченности, свободе, демократии, равных возможностях, независимости, новых стилях семейных взаимоотношений и т.д.
Участники заседания говорили о необходимости изучения проблемы формирования детской, подростковой и молодежной субкультуры, вопросов экстремизма и терроризма, причин снижения ценности важнейших моральных, этических, трудовых норм, влияния государства, общественности, СМИ на воспитательную деятельность.
Член Совета старейшин, профессор ДГМУ Магомед Ризаханов отметил, что сейчас детей воспитывает не столько семья, сколько информационное общество. «Раньше, в советское время, воспитание было государственной политикой, семья, школа и общество в целом имели одну линию воспитания. Сейчас же во главу угла нужно ставить воспитание в духе единства народов», — сказал он.
Ответственный секретарь совета Конгресса дагестанской интеллигенции, профессор ДГУ Бике Алиева сказала, что с современными сложностями воспитания сталкивается каждый регион России, не только Дагестан. «К сожалению, люди больше озабочены зарабатыванием. Сейчас важно вспомнить и советский опыт воспитания. Образы отца и матери полностью отсутствуют в СМИ. Сейчас навязывается образ мужчины-самца, а не мужчины-отца», — отметила Б. Алиева.
Директор завода им. М. Гаджиева Абдулвагаб Папалашов обозначил социально-экономические проблемы, появившиеся после распада Советского Союза, и религиозный фактор как главные причины, которые повлияли на дальнейшее становление семей в обществе. «Религия во многом явилась дестабилизирующим фактором в начале и середине 90-х, так как деление ислама на два, три течения неизбежно привело к противостоянию, в котором происходили конфликты», — напомнил выступающий.
Профессор социологии ДНЦ РАН Загид Абдулагатов выразил мнение, что главный вопрос – это социализация, то есть вхождение человека в общество, где воспитание является только составляющей и не самой большой частью. «Сейчас нет одной генеральной линии социализации в нашей стране. Есть микс из религиозного и светского воспитания, неформальные группы, воспитание СМИ и Интернетом». По мнению Абдулагатова, семья не воспитывает, потому что трансформационные периоды не адаптировали старшее поколение, а молодое приспособилось и теперь уже учит старшее поколение.
Профессор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета Айшат Шахманова предложила в целях просвещения дагестанских семей проводить на телевидении ряд передач, нацеленных на раскрытие вопросов, актуальных для молодых семей.
Далее участники дискуссии, в частности, обратили внимание на то, что контроль за времяпрепровождением у компьютеров и планшетов — прямая обязанность родителей. Совет старейшин отметил, что сейчас дети не могут пересказывать материал, так как постоянно потребляют информацию и не имеют обратную связь. «С детьми необходимо беседовать, требовать рассказывать и пересказывать полученную информацию», — рекомендуют исследователи.
Участники заседания задавались вопросом, что делать, когда ребенок взращен в условиях неясности целей и задач, и будет ли жизнеспособно движение школьников, Указ о создании которого был подписан в прошлом году Президентом страны. Ведь воспитание и идеология неразделимы.
Марина Ежова, Уполномоченный при Главе РД по защите семьи, материнства и прав ребенка, согласившись в целом с мнением участников заседания, проинформировала, что недавно Президентом страны подписан Указ «О десятилетии детства», Народным Собранием РД принят закон об общественных воспитателях, напомнила и о том, что по дошкольному образованию тоже разрабатывается проект. «Мы должны понимать, что все-таки главная задача по воспитанию возложена на семью», — заключила Ежова.
Муртазали Рабаданов, завершая заседание, предложил создать рабочую группу из общественников с целью подготовки рекомендаций Главе РД по итогам обсуждения вопроса.