Всего лишь приставка
Только не говорите, что вы не хотели в детстве получить в подарок игровую приставку. Слёзы порой и теперь наворачиваются на глазах, когда видишь того самого слонёнка в кепке.
Этот похожий на Дамбо милашка по имени Денди стал талисманом легендарной приставки да и всей игровой индустрии 90-х годов. Создателем образа для японской приставки стал российский аниматор Иван Максимов. Нынешние игроманы вовсю «наяривают» на последних «икс-боксах» и «соньках». Игры на них отличаются от «квадратных контр» и «тини-тунов» так же, как айфоны от телефонов Сименс с цветной(!) подсветкой. Но, признаться, наблюдая за тем, как ведут себя в игре нынешние дети, нельзя не заметить преобладание агрессии в их действиях. Кажется, что игра при всех своих графических совершенствах уже не веселит их, а, наоборот, раздражает. Но сейчас не об этом.
На самом деле Денди-приставку называли исключительно в России. Действительное же название девайса Nintendo Entertainment System, то бишь развлекательная система Нинтендо. Относится она аж к третьему поколению видеоприставок.
Во что же играли два предыдущих поколения? Первые видеоигры не отличались разнообразием. Главными героями там были палочки и шарики. Назывались такие развлечения pong-игры. «Резались» в них целых пять лет (с 1972 по 1977 год), пока им на смену не пришли игровые консоли. Тут дело обстояло уже чуточку лучше, появились человечки, летящие в них кирпичики. Дети уже начинали ассоциировать себя с видеогероем. Думаю, с того времени и начался этот незаметный переход от игрока, который дистанцировался от происходящего (подумаешь, не отбил шарик) к игроману, каждый проигрыш которого (все-таки не уберег человечка!) отзывался на всей нервной системе. Название тогдашних приставок Magnavox Odyssey было символичным – дети пустились по видеоволнам, по которым они будут скитаться очень и очень долго.
Кстати, картриджи для приставок по сути были не чем иным, как набором перемычек, включающих одну из игр, уже имевшихся в приставке. Так что все разговоры о новых играх, вышедших на приставки, — этакая уловка Цирцеи (сравнение, конечно, так себе) для незрелых Одиссеев.
И грянул гром – первый кризис игровой индустрии 1983 года. Дети уже подустали от блоковой графики, на смену которой пришла спрайтовая. Тут-то на игровую арену и выходит наш слонёнок. Sprite переводится как фея, возможно, тут есть отсылка к искрящейся волшебной палочке. Эти маленькие фейерверки стали ключевым графическим скачком. В 8-битную эпоху увидели свет первые ролевые компьютерные игры и двухмерные игры с видом «сбоку», такие как Super Mario Bros и Sonic the Hedgehog.
Но уже изрядно разбалованным детям и этого стало мало. Слонёнка потеснила 16-битная Sega. Этакая Калипсо и сирена в одном лице, очаровавшая игроплавателей на долгие годы как восхитительной по тем временам наружностью, так и дивным звуковым сопровождением. С тех пор игровая общественность пережила ещё 4 волны графических перевоплощений. И вот уже сегодня миллионы подростков на профессиональном уровне «харасят» и «контрят» своих сверстников в «экзоскелетах» под прикрытием детально прорисованных боевых дронов.
Забавно, как лет через десять уже их дети будут, посмеиваясь над нынешними игрушками, «наяривать» по Млечному пути в виртуальных шлемах. Так что вопрос этот весьма и весьма относительный. Важно же одно — какие эмоции рождает в тебе игровой процесс, будь то последний Call of Duty или простенький тетрис.