Сетевое издание «Дагестанская правда»

06:00 | 15 апреля, Чт

Махачкала

Weather Icon

Выдающийся зодчий

Личность
A- A+

Из всех национальных республик Северного Кавказа только одному горцу – выходцу из Дагестана – посчастливилось стать общепризнанным мастером архитектуры. Албури Магомедович Алхазов – видный российский общественный и государственный деятель, архитектор и военный инженер, член Союза архитекторов СССР, заслуженный архитектор Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Дагестана.

Заслуженный чекист СССР, заслуженный работник МВД СССР, орденоносец, участник Великой Отечественной войны, архитектор-полковник Албури Магомедович Алхазов (1910-1986) являлся автором проектов многих жилых домов и общественных зданий, возведенных в столице России и Дагестана, ансамблей курортно-рекреационных и санаторных комплексов на Черноморском побережье Кавказа и Крыма, целого ряда объектов военно-стратегического назначения.

Поныне самые важные и значительные по профессиональному уровню, социальному значению и эмоциональному воздействию объекты, возведенные в середине и во второй половине минувшего века в центре Махачкалы – это бессмертные архитектурные творения А.М. Алхазова: здание-ансамбль Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности и последняя лебединая песня – монументальное уникальное здание-ансамбль Дома Правительства Республики Дагестан.

Кроме того, мастер зодчества является автором архитектурной части мемориальных скульптурных произведений, достойно обогащающих городскую среду, – памятника Гамзату Цадасе, установленного в начале аллеи проспекта Расула Гамзатова, и памятника Сулейману Стальскому, установленного на Родопском бульваре в Махачкале.

В соответствии с направлением развития советской архитектуры и градостроительства с 1930-х по 1950-е годы мастером были выполнены основные проекты и постройки исходя из принципов античной, греко-римской архитектуры (ордерная система, наличие фронтона, жанровое многообразие и пластичная форма архитектурной детали, четкие прямоугольные очертания и др.). В этот конкретный период времени было спроектировано и возведено капитальное массивное здание Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности Республики Дагестан.

Однако с резким изменением творческой направленности развития советской архитектуры и градостроительства с конца 1950-х – начала 1960-х годов А.М. Алхазов получил возможность для творческого поиска национальных форм и мотивов современной архитектуры Дагестана. Именно в специфическом духе творческих приемов и способов архитектуры стран мусульманского Востока ( арочная система, плоское перекрытие, разнообразный сюжет и пластичная форма архитектурной поверхности, изысканность и колорит декоративно-орнаментального мотива на традиционную тему и др.) спроектирован и возведен Дом Правительства Республики Дагестан.

Оригинально мыслящему зод­чему А.М. Алхазову удалось проникнуть в суть и освоить смысл архитектуры и строительной техники логичного, сугубо рационального античного мира и отчасти эпохи Возрождения и в равной степени постичь эстетические особенности и имманентные закономерности столь же самобытной, но уже предельно эмоциональной архитектуры стран исламского Востока. Именно в этом отчетливо проявились многогранность и критерии творческого диапазона, уникальность созидательного мышления зодчего, выходца из дагестанской этнической среды. При всем том все же ведущим лейтмотивом служения профессии А.М. Алхазова являлась его неутомимая творческая деятельность как одного из ведущих творцов и безукоризненного мастера архитектуры.

Присущие творцу интуиция и предвидение будущего способствовали логически правильному выбору места на северном контуре главной, общегородской площади, созданию конфигурации и композиции плана, осмыслению планировочной структуры внутреннего пространства и внешней формы здания Дома Правительства Республики Дагестан.

Зодчий А.М. Алхазов ясно представлял облик формирующейся столицы Дагестана, заботился о планировочной структуре и пространственной композиции главной площади Махачкалы.

По масштабу и характеру архитектуры два административных здания, расположенные по принципу противоположности, а именно Дом Правительства Республики Дагестан и мэрия города Махачкалы являются фланкирующими зданиями ансамбля площади им. В.И. Ленина. Но я вынужден отметить, что здание мэрии не то что значительно уступает, но абсолютно не соответствует ранее возведенному зданию Дома Правительства РД ни по архитектурному образу, ни по эстетической выразительности. Как ни досадно, но здание мэрии вошло в диссонанс с Домом правительства, не обрело композиционно-смыслового контрапункта в градообразующей основе.

Именно в графических проектах и воплощенных в материале зримых творениях проявляется потенциал умственного мышления, художественного дарования и творческое мастерство создавшего их зодчего. С этих позиций проектировавший и осуществляющий свои проекты в 1930-х – 1980-х годах Албури Магомедович Алхазов поныне является недосягаемым по уровню творческого мастерства и явно выраженной силе архитектурного потенциала известным советским и передовым дагестанским зодчим.

Хотелось бы обратиться к руководству Республики Дагестан и ее столицы с двумя просьбами:

установить на фасаде Дома Правительства РД – важном объекте высокого государственного ранга и всеобщей социально-политической значимости – памятную мемориальную доску об авторе проекта этого великолепного, созданного в изысканном восточном стиле градоформирующего здания-ансамбля;

подготовить конкурсное задание и объявить открытый региональный творческий конкурс на проект бюста архитектора А.М. Алхазова (1910-1986). Для установки памятника-бюста на постаменте необходимо выбрать наиболее приемлемое место в городской среде столицы Дагестана. Быть может, на проспекте Имама Шамиля, в небольшом пространстве перед фасадом здания Министерства архитектуры и строительства Республики Дагестан.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Личность»