Язык как храм-источник
– Нас не Ермолов завоевал с пушками да егерями, нас навеки покорил язык Пушкина, Лермонтова и Толстого... Так или почти так (со слов многих моих собеседников в декабрьской Махачкале 2012-го) неоднократно высказывался Расул Гамзатов, мудрый горец Расул, мир ему. Размышляя над увиденным и услышанным, я отдаю себе отчёт: он знал, о чём говорит. Понимал явственно и во всей глубине те необходимые и непременные условия формирования масштабной личности.
Для возрастания и созревания дара потребна соответствующая почва – не аульная по своим меркам (все мы из аула вышли), но та, что зиждется на мировых образцах – религии, культуры, знания человеческого. В этом смысле культура Дагестана на закате Империи стала вровень с общесоюзной, а в отдельных образцах и до сих пор является ориентиром. Побывав в Дагестане, пообщавшись с людьми, а потом ещё и прочтя замечательную книгу кавказской поэтессы Мариян Шейховой «Диалоги с Данте» я лишь утвердился в этом мнении. Более того, евразийская составляющая великого континента многонациональной культуры России, что рождён на объединяющих началах русского языка, ныне становится главной доминантой нашего успешного развития. Вполне закономерно, в одном из стихотворений Мариян скрытой цитатой прорастает толстовский татарник-репейник из «Хаджи-Мурата» с его колючей, пылающей, необоримой силой жизни.
Для меня явление Мариям Шейховой в сегодняшней историко-культурной ситуации нашей (и даже не нашей, а куда шире!) – весьма знаковое. Дочь современного Кавказа вовсе не желает, демонстративно не желает замыкаться в границах джамаата предков, её интересуют высшие достижения. Если это Грузия, то поэзия вдруг начинает кормиться с наивных и чистых холстов Николо Пиросмани:
Истекает бурдюк хлебосольем и форель
в серебре нежно тонет,
Кукурузной лепёшкой луна заглянула
в чужое окно.
Маляра не искали, батоно? Солнце сходит
в пустые ладони,
Чтобы чёрное небо печали превратить
в золотое руно.
Если душа бродит рядом с родным домом, то муза скорбно взывает к праху великого арабского учёного Мухаммада Убри, покоящегося на родовом кладбище, у дорогих сердцу камней почти одноимённого селения.
Мариян в разных вариациях не раз повторяет, что «горы не требуют слов», в подлинной поэзии всегда присутствует понимание, что истинное величие невыразимо, оно постигаемо лишь в созерцательном молчании. Но, в то же время, красота не может быть не поименована, ибо в этом случае, она перестаёт быть таковой. Адаму был дарован дар именования Творения, а поэту – дар образности и созвучий. Именно мощная музыкальная образность Мариян Шейховой наполняет книгу воздухом подлинности, тем самым горским духом.
Это особенно хорошо выражено в пронзительном по своей лирической искренности цикле «Камни моей родины». Вот, например, какой высокий слог, какая древность и какая поэзия:
Я, Усманбаг, Хаджимахмуда сын,
Скрепляю мир согласием сторон,
Веленьем сердца и порукой брата.
Храни, Всевышний, каждое село.
«На этом высохло перо».
А в цикле «Диалоги с Данте» и вовсе каждое из 33-х стихотворений этой, по сути, книги в книге начинается строкой из самого первого путешественника по аду итальянца Данте Алигьери. Но итальянцы – нация молодая, каких-то там 700 лет от формирования языка, а земля Дагестана, где посчастливилось родиться поэтессе Мариян Шейховой, в этом смысле может соперничать с любыми первоцивилизациями и именно поэтому напитана древностию и дыханием святогорья, идущими из глубин веков, да-да, едва ли не от самого начала времён.
Не потому ли предгорные плодородные склоны Прикаспия так напомнили мне долины и степи Алтая, легендарной прародины множества племён и народов с аурой сокровенной точки исхода.
Дербент…
Мне довелось побывать в этом без сомнения уникальном месте. Вот как раз там начинаешь отчётливо понимать, отчего и почему столько связано в русской поэзии с Кавказом. А также исток и основание появления здесь великих личностей масштаба Расула Гамзатова. Несомненно, что таковая мать-землица обладает особым духовным наполнением, допотопной памятью, силой притяжения и тайною, но вполне ощутимой властною волею.
Вот я и думаю, Мариян!.. Что есть истина? И что есть поэзия? Если не укоренённая в веках цистерна для хранения источника жизни, по форме и содержанию своему – исполненная духа и традиции?! А наша задача, как и многих поколений защитников этой цитадели, хранить ключевую суть в чистоте и первозданности. Именно и только так!
P.S. Говоря о школе и традиции воспитания литераторов, художников, деятелей культуры, не могу не согласиться и не процитировать народного артиста СССР: Василий Лановой, размышляя о нашем недавнем прошлом, справедливо заметил, что к концу ХХ столетия мы имели уникальную, едва ли не лучшую, систему образования, позволявшую через чётко работавшие социальные лифты, конкурсы и совещания молодых, методы рекомендаций и отбора стремительно выдвигать и продвигать наверх по творческой и профессиональной лестнице действительно самых лучших и самых талантливых. Одновременно всячески способствуя их развитию и становлению в плане мастерства и багажа знаний. Отсюда и потрясающие результаты во всех областях вплоть до момента крушения Империи. Слава господу, что Дагестан есть одно из тех редких мест, где эту технологию, эту школу удалось сохранить. И на Марьян Шейхову ложится ответственность за продолжение этой традиции. Имею честь поддержать выдвижение книги «Диалоги с Данте» на присуждение ей Государственной премии Республики Дагестан.
В добрый путь!
Владимир Берязев
Новосибирск