00:00 | 18 октября, Чт

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

За «рогатого» ответишь

1 2
A- A+

На территории МУП «Махачкалинское троллейбусное управление», куда я приехал накануне «Дня рождения троллейбуса», который отмечается 13 апреля, меня встретил главный инженер предприятия Фузуллу Фузуллаев. «Показывайте, где живут «рогатые», – пошутил я после приветствия, и, как оказалось, не совсем удачно. «Это не рога, а токоприемники», – сухо поправил меня главный инженер. Оказывается, водители и работники троллейбусного управления не любят эту аналогию. Это была первая, но не последняя новая информация, которую я узнал, посетив депо.

Прежде чем провести экскурсию, главный инженер познакомил меня с директором МУП «Махачкалинское троллейбусное управление» Рамазаном Маликовым, который рассказал о положительных переменах в части пассажирских перевозок для жителей Махачкалы, а также о некоторых проблемах:

«Из 33-х троллейбусов предприятия 11 эксплуатируются более 16 лет, 20 – более 9 лет и только 2 (сравнительно «молодых») – около 4-х лет. Это при сроке эксплуатации 10 лет. То есть через год 31 машина из 33-х выйдет за рамки эксплуатации. Но есть и хорошие новости. Москва решила выделить 15 троллейбусов, прошедших капитальный ремонт, что станет хорошим подспорьем для нас. Кроме того, мы ждем 4 новые «вологодские» машины, которые могут на автономном ходу проехать 30 километров. Вообще-то в прошлом году договор лизинга с ОАО «Транс-Альфа Электро» из Вологды заключался на 30 троллейбусов, но денег в республиканском бюджете нашлось только на 4. Кроме того, УФАС Дагестана усмотрело в контракте какие-то нарушения, но иск опротестован и ждет своего окончательного решения.

Раз мы коснулись темы судов, то не могу не сказать еще про один, так как подобные абсурдные иски могут оказать негативное влияние на транспортную безопасность Махачкалы. В результате поломки прибора учета (счетчика) в феврале и марте 2017 года подстанция №12 в районе моста, ведущего в Редукторный поселок, работала без учета электроэнергии не по нашей вине. За два предыдущих года в феврале и марте через эту подстанцию мы потребляли электроэнергии на 70-80 тысяч рублей в месяц. Так вот, по одним известным только им причинам ОАО «Махачкалинские горэлектросети» предъявили нам счет на 6,5 млн рублей за февраль и 6,4 млн рублей за март. У нас в год по всем 4-м подстанциям выходит порядка 8 млн рублей за электричество, а тут только за 2 месяца предъявили иск на сумму в 12,9 млн рублей! Мы физически не сможем даже при всем желании за 2 месяца потребить столько электроэнергии. Но арбитражный суд в Махачкале удовлетворил иск горэлектросетей, и мы сейчас обжаловали это решение.

В этом году есть и положительные новости. Врио главы города Махачкалы Абусупьян Гасанов выделил деньги на погашение долгов по заработной плате нашим сотрудникам. У нас сейчас из-за постоянного недофинансирования задолженность составляет 34 млн рублей, но подобная ситуация с троллейбусными управлениями – во всей стране. В основном это налоги и долги за электро­энергию, но как руководитель я больше всего переживал по поводу задержки заработной платы работникам, ведь им нужно обеспечивать семьи. Очень рад, что эта ситуация не осталась незамеченной главой города, и проблема решилась».

Коротко о главном

Сейчас Махачкалинское трол­лейбусное управление обслуживает 5 маршрутов, в будни на линию выходит примерно 26 машин, в выходные меньше – 20. Обеспечивают работу более 160 сотрудников в возрасте от 21 года и до пенсионного возраста. Первый троллейбус покидает депо в 6 часов 15 мин., а последний заезжает в него в 21 час 30 мин. Водители перед выездом и по окончании смены проходят медицинский осмотр, троллейбусы – технический контроль. Среди водителей троллейбусов 40 процентов составляют женщины. В марте этого года предприятием было перевезено 270 тысяч пассажиров.

Он знает все

Моим экскурсионным гидом по депо стал главный инженер предприятия Фузуллу Фузуллаев. Оказалось, он работает в Махачкалинском троллейбусном управлении со дня его основания и прошел путь от слесаря, водителя, мастера по ремонту подвижного состава до главного инженера.

«Все начиналось в 1973 году с одного административного здания и самого депо, где не было нормального освещения, а парк составлял 28 машин, которые ездили по одному маршруту: от троллейбусного кольца до кольца на улице Амет-Хана Султана на южном выезде из города. Самым же прибыльным маршрутом за всю историю была линия по улице 26 Бакинских комиссаров. Всем известная маршрутка – «2 как троллейбус» – полностью копирует его, и поэтому так называется. Пиком нашего развития был конец 1980-х годов. Тогда парк насчитывал 120 троллейбусов, из которых 85 выходили на линии по 11 маршрутам. Почти из 650 сотрудников 285 составляли водители. Мы, что называется, были монополистами и охватывали перевозками почти всю Махачкалу. Именно тогда мы получили Красное знамя и Почетную грамоту ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ», – вспоминает золотые дни Фузуллу Фузуллаев.

Маги и волшебники

Третьим сотрудником, с которым я познакомился во время своего посещения управления, стал токарь Багаутдин Хваров. Застали мы его за вытачиванием очередной детали для ремонта троллейбуса. Заказывать комплектующие дорого и долго, вот и справляются своими силами. Немногословный мастер не видит в своей работе чего-то особенного, но на нем лежит часть ответственности за бесперебойную работу троллейбусов. Гайки, расточка барабанов, тормозные колодки, втулки, шкворень, центровые болты… это далеко не полный перечень того, что выходит из-под рук Багаутдина, который является единственным работником в большом токарном цеху.

Диспетчерская встретила меня тишиной. Эсмира Эминова (на снимке) уже 33 года является ключевым человеком в сетке движения троллейбусов. Она вглядывалась в экран, где мигали и передвигались какие-то значки. «Это система ГЛОНАСС отслеживает весь наш транспорт», – поясняет Эсмира. Диспетчер следит за интервалом движения, кого-то подгоняет, кого-то притормаживает, а если случилась поломка или другая внештатная ситуация, узнает об этом от водителя первым и высылает аварийную бригаду.

У меня сложилось впечатление, что коллектив Махачкалинского троллейбусного управления не только профессиональный, но и душой болеющий за свое дело. Как человек часто пользующийся общественным транспортом, скажу, что больше люблю передвигаться по городу на троллейбусе, чем в «изогнутых позах» сидеть в маршрутках. Поэтому надеюсь, что «рогатые», да простят меня в управлении, не будут занесены в «Красную пассажирскую книгу» Махачкалы.

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Другие тэги

Статьи по тегам

Статьи из рубрики «Общество»

  • Страна гор

    Дайте нам соли! 

    Да, именно это просят у меня во время фотосъемки выстроившиеся в кадре точно по диагонали молодые бычки и...

    17

    14 часов назад

  • Подвиг героя увековечен 

    Фашистские лагеря смерти – это отлаженные конвейеры уничтожения, которые умертвили миллионы людей. Вся эта...

    8

    14 часов назад

  • Бегать, прыгать, покорять… 

    Народ у нас мудрый. И пословицы с поговорками мудры. Одна из них гласит: готовь сани летом, а телегу – зимой....

    9

    14 часов назад

  • Преступный умысел. А был ли он? 

    Мы часто говорим о незаконопослушности наших граждан, но в случае, речь о котором пойдет ниже, желание...

    12

    15 часов назад

  • Не дать погаснуть очагу 

    Женщина, мать, хранительница очага… Глубокий смысл заложен в этих словах. В них таится главный посыл, что...

    8

    15 часов назад

  • Общие проблемы решать сообща 

    На площадке РИА «Дагестан» подвели итоги V Международного межрелигиозного форума, прошедшего на базе отдыха...

    3

    15 часов назад