Завещание Шамиля
Имам Шамиль – крупнейшая фигура в историографии XIX века. Его величие до сих пор не дает покоя ни добросовестным исследователям, ни околонаучным и конъюнктурным ниспровергателям. Первым хочется дойти до сути его феномена, а вторые же тщатся через кривое зеркало зависти профанировать великого дагестанца до уровня религиозного фанатика и рядового бунтовщика местного значения.
Вспомним, сколько длился бунт Степана Разина? Два года. Емельяна Пугачева? Тоже два года. Но противостоять величайшей державе мира в течение четверти века, будучи всего лишь духовным и административным (имамат Шамиля – А.М.) лидером, — как объяснить такое политическое и батальное долгожительство простого дагестанского узденя? Редким в то время образованием, пусть исламским, но образованием? Но были, помимо него, и другие ученые-арабисты! Богатством, может быть? Но Шамиль не был богат. Какими-то конспирологическими связями с иностранными державами? Но мы помним, чем закончилась кампания очернения имама ярлыками типа «английский шпион», «турецкий наймит».
И, разумеется, абсолютно недопустимым и необъективным является противопоставление дагестанского и русского народов при толковании разнообразных по сути и содержанию коллизий первой Кавказской войны, равно, как и второй Кавказской, свидетелями которой мы с вами были. Во втором случае как раз-таки и было видимое невооруженным глазом иностранное вмешательство с целью расчленить Россию по типу СССР.
А эпоха имама Шамиля имела свои принципиальные социальные, религиозные и политические отличия. В то время шла и русско-турецкая война, разумеется, адепты Османской империи хотели использовать Шамиля в своих целях. Но из этого ничего не вышло. Имам тогда довольно жестко отозвался о турках, а после окончания войны понял, что с Россией надо было дружить, а не воевать.
Это поняли и наши народы, сложился естественный политический союз, особенно ощутимым он стал во время Советской власти. Символом такого понимания и является памятник Русской учительнице в столице Дагестана Махачкале.
Совсем недавно в Стране гор появился и другой памятник: мемориал в Ахульго, сооруженный по инициативе Главы Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова, который не раз подчеркивал: это дань памяти погибшим с обеих сторон. Это не разъединительный, это объединительный памятник для дагестанского и русского народов. Мемориал на Ахульго – осязаемый оберег русско-дагестанской дружбы.
Надо признать, отличная идея, которая должна поставить точку в кривотолках вокруг первой Кавказской войны. Мемориал на Ахульго, уверен, лишь сцементирует нерушимую, без преувеличения, дружбу дагестанского и русского народов. Кто смотрит политические шоу на ТВ, тот знает, что там порой выступают люди, не скрывающие своих надежд на раздробление России, пытающиеся возбудить сепаратистские импульсы в России и особенно на Северном Кавказе.
Но мы уже знаем: этому не бывать! Не только потому, что все мы сейчас пожинаем горькие плоды разрушения Советского Союза. Имам Шамиль в конце своей политической и военной деятельности наказал нам дагестанцам крепить связи с великой Россией. Великой! На днях Владимир Путин так и сказал: они (Запад – А.М.) боятся не столько нашего оружия, сколько нашей громадности. И дагестанцам некуда и неразумно уходить от этой громадности, ее можно только укрепить и, если надо, «прирастить», пользуясь выражением «архангельского мужика» Михайлы Ломоносова.
Чтобы понять эпоху Шамиля, понять, чем руководствовался имам, возглавив борьбу горцев против самодержавия, нужно вникнуть в смысл его завещания: «Я не хотел крови, держав и страданий народов. Знайте! Я уважительно относился ко всем народам, в моем государстве было много христиан, перешедших к нам добровольно или попавших в плен. Я созвал съезд в Анди, на котором решили отменить рабство и содержать христиан за счет казны. Они были вольны принимать ислам, завести хозяйство, жениться … Мы не делились по народам и языкам … Для нас истинным человеком был тот, кто разделял с народом все его тяготы … Я завещаю вам, потомкам, эту дружбу и братство!»
В обращении к народам Дагестана и Чечни имам писал: «… В отношении к русским следуйте моему примеру, ибо их деяния, если поставить на чашу весов, справедливость больше перетянут в сторону добра». А это из письма Шамиля к императору: «… Я завещал им (своим детям – А.М.) быть верноподданными России и полезными нашему второму Отечеству».
… Мы готовимся в этом году отметить юбилей имама Шамиля. Долг каждого дагестанца – посетить мемориал на Ахульго. Увидеть глазами и душой родную дагестанскую землю и наше великое Отечество – Россию.