Купить PDF-версию
17:08 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
08:18 07.02.2020

Зооморфный код

Предки оставили для нас послание на скалах. Странные изображения ставят в тупик даже именитых ученых. Спирали, лабиринты, черточки, штрихи, животные – что это? Портал в потусторонний мир? Но зачем, что мы должны знать?

Все имело значение, все несло в себе смысл, который сегодня остается тайным. Некоторые по сей день наносят на стены домов подобные изображения: если предки верили, может, и нам надо? Мы узнали, кого путали лабиринты, чего боялись и что отправляли с покойником в иной мир древние дагестанцы.

Язычество, зороастризм, христианство, иудаизм, ислам оставили на территории Дагестана множество памятников духовной и материальной культуры, которые представляют собой историческую ценность и привлекают внимание ученых. Выдающийся историк и этнограф Л. И. Лавров писал: «Верховья р.Самур, где проживают рутульцы, являются самым богатым на Кавказе районом распространения надписей, сделанных на арабском языке старым, так называемым куфическим шрифтом, который вышел из употребления в XIII в. Они представляют собой эпитафии, религиозные изречения, строительные надписи…».

Рисунки на них разнообразны в стилистическом, орнаментальном, техническом отношении, они выполняли не столько декоративную функцию, сколько магически-охранную и включались в кладку как жилых домов, так и зданий общественного назначения — мечетей, минаретов, боевых башен. В основном изображали лабиринты, шестиконечные звезды, сложные переплетения кругов, спирали, образующие меандр, внутри которых прямые и косые кресты, четырех- и восьмилепестковые розетки, заключенные в солнечный круг, свастика с загнутыми концами рядом с арабскими буквами…

– Языческие верования дагестанцев господствовали довольно значительный период времени, предшествовавший распространению христианства и ислама. Но и после принятия монотеистических религий прежние религиозные формы проявляли известную устойчивость и продолжали сохраняться в виде пережитков в культуре и быту дагестанцев. Этот феномен можно объяснить тем, что ко времени принятия монотеистических религий у народов Дагестана сложились довольно развитые формы религиозного и общественного сознания, которые проявлялись, например, в наскальной живописи, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, фольклоре, обрядовой культуре, разработанности норм обычного права, этикета и т.д. Немалую роль в консервации языческих верований сыграли патриархально-родовой уклад дагестанцев, особенности психологии и менталитета. К тому же на первом этапе распространения ислама в Дагестане (середина VII – X вв.) он, вероятно, был дагестанцами воспринят поверхностно, – рассказывает ученый-этнограф, доктор исторических наук Руслан Сефербеков (на снимке).

В дальнейшем языческие верования приспособились к идеологии и культуре ислама, органически вплелись в него, образовав так называемый «традиционный», «бытовой» или «народный ислам».

Следует отметить, что практически все дошедшие до нашего времени календарные, аграрные, общественно-бытовые (за исключением Уразы-байрам и Курбан-байрам) и семейно-бытовые (исключая похоронный обряд, где мусульманские религиозные каноны доминируют, а также оформление брака и развода по шариату) праздники, обряды и обычаи, включая этикетные нормы и обычное право (адат), уходят своими корнями в период господства язычества в Дагестане, отмечает ученый.

Зооморфные статуэтки могли быть дарами, жертвами. Их приносили в культовое место и просили у «божества» милости. Эти же изображения, если являлись тотемами, могли быть и объектами поклонения (тотем – существо, предмет или явление, чаще всего животные или растения, являющиеся объектом почитания или культа группы людей, считающих его своим покровителем и верящих в общее происхождение и кровную близость с ним…). А нахождение фигурок в могильниках может быть свидетельством представлений о переселении душ после смерти в иной мир. Фигурка должна была в этом помочь и очень пригодиться на том свете, например, лошадь — для передвижения. Лошадям приписывали свойства проводников в царство мертвых, связи с водной стихией, однако чаще всего конь олицетворял солнце.

Что касается семантики конкретных групп животных, нашедших подтверждение в этнографии, фольклоре и мифологии древних дагестанцев, этнографы выдвигают разные версии. Например, олень – персонаж охотничьих мифов, вполне мог быть тотетом или символом охоты. Тотем ни в коем случае нельзя было убивать, это считалось большим грехом. Козлов могли вовлекать в обряды, связанные с плодородием. Баран олицетворял достаток и благополучие. Бык символизировал стихии «нижнего мира» («жители «нижнего мира» — полулюди-полудемоны). Бычьи рога стали атрибутом мужских персонажей, имеющих власть.

Дагестан является одним из крупных очагов петрографики на Кавказе, самые ранние образцы которых относятся к 8-6 тыс. до н.э. Различные бытовые сцены, знаки, символы служили оберегом. Их высекали с надеждой на помощь высших сил, для успеха, здоровья, а взгляд, упавший на изображение, уже не имел сил, глазливый человек считался обезвреженным. Все, что нам сегодня кажется невероятным и немного наивным, многие столетия оставалось истиной.

Похожие

На заре советской власти

712
Махач Дахадаев. 2 апреля человеку, чье имя уже более 100 лет носит столица Дагестана,...

Гуниб и Александр II

1040
Говорят, кто не был в Гунибе, тот Дагестана не видел. Не будем спорить, а отправимся туда, где...

Когда деньги сыплются без счёта

66
В первые годы после падения мюридизма Дагестан охватила...

Лев Толстой в Дагестане

675
170 лет назад, весной 1851 года, братья Николай и Лев Толстые вместе отправились на...

Человек, который построил Махачкалу

830
Махачкала – молодой город, ему чуть более 160 лет. О нем...

Бой в ауле Телетль глазами солдата

484
4 июля 1837 года русский отряд (около 3000 солдат при 4...

Батирте: военное сообщество средневекового Дагестана

148
В VI веке в горном Дагестане вокруг...

Тыл в годы войны

2187
Вероломное нападение Германии и её союзников поставило народное хозяйство СССР в...

Неуёмная энергия творца

100
Живет в Санкт-Петербурге уроженец Дагестана Вадим Мирзоев, выходец из известного ахтынского...

Отголосок из глубины веков

51
Скудна и сурова была жизнь наших далеких предков, которые вели обособленный образ жизни....

Вековая автономия Дагестана

955
Наступивший 2020-й богат на юбилеи. В политической жизни республики этот год ознаменован двумя...

Имам Шамиль: свобода и вера

2323
В мусульманском мире после пророка Мухаммада (с.а.с) имам Шамиль занимает достойное место как...

Статьи из «Общество»

Минусы коррупционного мировоззрения

0
Коррупционный иммунитет, который выработало наше общество за постперестроечный период, значительно замедляет появление...

Забег удался!

5
Туристический сезон 2024 года в Дагестане официально открыт! И весьма символично, что старт...

Мошенники в сфере ОСАГО

3
Дагестан вошел в число регионов с наиболее высоким риском мошенничества в сфере ОСАГО. Кроме...

Юное поколение агульцев чтит заветы предков

2
По всей стране стартовала весенняя призывная...

ДОСААФ ожидает реорганизация

32
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

32
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

7
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

18
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

6
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

49
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

16
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...