Сетевое издание «Дагестанская правда»

11:00 | 03 декабря, Чт

Махачкала

Weather Icon

Зрелость гражданского общества

A- A+

В последние годы многие из нас задаются вопросом, какими должны быть взаимоотношения государства и гражданского общества? Исходя из политических и культурных традиций России, многие известные ученые и эксперты наиболее объективным считают мнение, что гражданское общество и государство должны дополнять друг друга.

Более того, для государственной власти на каком-то этапе стало очевидным, что без подключения самих граждан к выработке принципиальных решений о форме и содержании общественного устройства, без их доверия и одобрения действий властей решить возникшие в последние годы социально-экономические и общественно-политические проблемы не удастся. Именно поиск путей выхода из системного кризиса привел к выводу о необходимости практического развития демократических механизмов взаимодействия государственной власти с гражданским обществом, в том числе в форме социально-политического диалога.

По мнению экспертов, сегодня качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать. Наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным. Нам надо обновить механизмы нашей демократии. Они должны «вместить» возросшую общественную активность. Президент РФ В. Путин в одной из программных статей подчеркнул: «Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов, мыслящих в категориях национального и государственного развития и способных добиваться результата. Понятный, оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений — как стратегических, так и тактических. Нам важно создать политическую систему, при которой людям можно и необходимо говорить правду».

Общеизвестно, что одним из важнейших признаков гражданственности является наличие гражданской позиции. Четко сформулированная гражданская позиция есть необходимое условие, ключевая ступень для восхождения к гражданской культуре. Последняя в свою очередь исходит от индивида, а не проецируется государством. По утверждению профессора, доктора политических наук Майи Аствацатуровой, гражданское общество России находится в состоянии становления, что провоцирует тезисы о его незрелости, неэффективности и даже о его полном отсутствии. Вместе с тем в России присутствует важнейший показатель гражданского общества — самоорганизация граждан. Полноправными представителями гражданского общества выступают созданные и активно функционирующие общественные объединения — неправительственные, некоммерческие организации. В РФ созданы вертикальные и горизонтальные сети общественных организаций – миротворческих, правозащитных, ветеранских, молодежных, женских… Созданы и действуют также многочисленные общественные советы, творческие союзы. В роли «несущих конструкций» гражданского общества в РФ выступают именно общественные некоммерческие организации.

Для России деятельность НКО, самоорганизация, самопомощь ассоциированных граждан является главным признаком дееспособного гражданского общества. При этом сложилась система взаимодействия органов государственной власти и управления и общественных организаций, объединений и движений. Чем теснее и плодотворнее контакты государства с «третьим сектором», тем лучше взаимопонимание власти и общества, и тем не менее вероятно их взаимное отчуждение.

Сегодня как никогда важно совершенствование системы политического управления, что возможно только в случае задействования потенциала гражданского общества. Тем самым система государственного управления страной должна опираться на диалог власти и общества. В настоящее время остро стоит проблема обновления политических институтов, которые в своем нынешнем состоянии тормозят переход страны к инновационному развитию.

Многие эксперты отмечают, что «механизмом взаимодействия гражданского общества и государства является коммуникация. Через нее осуществляется обмен различными информационными продуктами сначала на межличностном уровне — среди индивидов, граждан, затем между различными социальными группами и, наконец, в сфере взаимодействия гражданского общества и государства. Только диалог способен обеспечить взаимопонимание и взаимодействие власти и общества, решить проблему социального согласия».

А какова ситуация у нас в Дагестане? Официальная статистика свидетельствует о том, что по количеству некоммерческих объединений наша республика отстает от многих других регионов страны, опережая лишь Чечню и Ингушетию. Из 3560 зарегистрированных общественных организаций, реально действующих не так много (100-120). А это значит, что надо стимулировать рост числа разного рода общественных объединений.

По мнению ряда независимых экспертов, «правовой нигилизм, отсутствие элементарной политической культуры мешают взаимодействию органов власти с общественными организациями. Чтобы завоевать доверие людей, представителям органов власти всем надо много работать, любой диалог – дорога с двусторонним движением».

Конечно, на сегодняшний день можно констатировать недостаточную скоординированность в деятельности общественных организаций как сегментов гражданского общества в борьбе с коррупцией, что, к сожалению, не позволяет говорить об их высокой эффективности.

По инициативе Общественной палаты Дагестана в республике за последние годы проведено немало разного рода мероприятий. Это и съезды матерей, молодежи и конференции некоммерческих организаций «Дагестану — мир и согласие». И сегодня с большим удовлетворением можно отметить плодотворную работу этого института. Среди руководителей Совета — активные общественники: например, кандидат экономических наук, председатель региональной некоммерческой организации «Толеранс», руководитель Совета старейшин сел. Доргели Карабудахкентского района Абсалюдин Мурзаев. Он регулярно выступает в СМИ, высказывает свою четкую позицию по вопросам совершенствования управления на региональном и муниципальном уровне. Делает это на конкретных примерах, критикует нерадивых чиновников и предлагает свое видение решения назревших проблем. И таких примеров немало.

Многие годы в республике плодотворно работает Совет старейшин при Главе Дагестана. Его возглавляет известный ученый и общественный деятель, профессор, доктор политических наук, эксперт телевизионной аналитической программы «Акценты» Абдулла Магомедов. По инициативе председателя Совета старейшин в республике ежемесячно проводятся информационные дни. Представители старшего поколения вместе с депутатами республиканского парламента выезжают в города и районы, встречаются с гражданами, рассказывают о многогранной и эффективной работе, проводимой политической командой В. Васильева.

Но надо откровенно признать, что в работе общественных организаций все еще много недостатков и серьезных упущений. Об этом свидетельствуют итоги поездки ответственных работников Министерства по национальной политике РД в города и районы Южного Дагестана. В городах Дербенте, Дагестанские Огни, Магарамкентском, Курахском и ряде других районов немало резервов в плане четкой организации работы органов местного самоуправления с населением. И сейчас на республиканском уровне принимаются конкретные меры, чтобы реально изменить ситуацию на местах. А для этого необходим серьезный анализ положения дел в городах и районах республики. И только затем — программа действий. Кстати, в этой важной работе задействованы не только чиновники, руководители Министерств и ведомств, но и сами общественники. И это очень важно.

И даже при всем этом многие ученые, политики, эксперты, впрочем, как и некоторые руководители общественных организаций, отмечают все еще низкую гражданскую активность населения. В государстве пока не сформирован новый формат взаимодействия трех составляющих: власти, общества, бизнеса. Подавляющее большинство дагестанцев все еще полагаются на государство, возлагая на него решение всех проблем, тогда как в развитых странах огромную роль в политической жизни играют сами общественные организации.

Приход два года назад в Дагестан новой политической команды заметно активизировал деятельность различных политических сил, и прежде всего институтов гражданского общества. По словам ряда экспертов, обновленная политическая система должна иметь реальную конкуренцию, чтобы пользоваться настоящим доверием избирателей. По мнению Председателя Правительства РФ, руководителя политической партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева, необходимо повысить качество народного представительства. Правящей партии следует быть не «приложением к исполнительной власти» и выступать в роли статиста, а быть реальным участником формирования этой самой власти.

Идеалом политической системы эксперты считают такую ситуацию, при которой слышен голос явного меньшинства и даже одного человека. И в этом плане вызывает уважение активность работы Общественной палаты Республики Дагестан. Многочисленные заседания, круглые столы, слушания по самым актуальным вопросам жизни республики стали регулярными и проходят, как правило, живо и интересно. А это значит, что за годы своего функционирования республиканская Общественная палата в какой-то степени уже доказала, что общественный контроль за властью — это реальность которая в конечном итоге дает возможность эффективного управления многими процессами в регионе. Об этом свидетельствуют итоги социологических опросов населения.

По мнению известного дагестанского ученого, профессора, депутата махачкалинского городского Собрания депутатов Абдумуслима Муртазалиева, в становлении гражданского общества в Дагестане за последние годы сделано немало. Особенно в плане исследования проблем в этой важной сфере, разработке мер по их решению, законодательному закреплению этих мер, но совсем немного удалось сделать по конкретной реализации. Кстати, вышесказанное касается не только Общественной палаты республики, но и многих других структур, которые нередко свое неумение и нежелание работать конкретно с населением стараются прикрывать бурной заседательской суетой.

Формирование гражданского общества в современной России и в Дагестане имеет свои особенности, сложности и внутренние противоречия. В стране в целом и в отдельных ее регионах, в последние десятилетия традиционные связи общественной жизни подверглись ограничениям, трансформировались традиционные принципы и формы социального взаимодействия в новые, менее привычные для участников общественного диалога.

По мнению ряда известных дагестанских политологов, нынешний этап отмечен активностью формирования основ гражданского общества. Заметен приток граждан в политические партии. Органы государственной власти Дагестана последовательно проводят в жизнь политику конструктивного взаимодействия с негосударственными некоммерческими организациями.

По мнению известного дагестанского ученого, философа, члена Общественной палаты М. Билалова, органы государственной власти должны быть открыты для общества, искать и находить формы и способы взаимодействия с некоммерческими и неправительственными организациями. В гражданском обществе демократические процедуры должны основываться на публичном праве, оценивать качество деятельности власти и на механизмах влияния на власть в интересах общества. Интересы гражданского общества должны иметь действенные каналы влияния на подготовку и принятие затрагивающих их права и законные интересы решений органов исполнительной власти.

На сегодняшний день гражданское общество становится предметом повышенного научного и политического внимания в России. Гражданское общество представляет собой сферу горизонтальной социальной активности, основанную на свободной, творческой деятельности личности, оно является многообразной совокупностью взаимных отношений индивидов, которые действуют в условиях свободного рыночного общества и правового государства.

Как отмечает эксперт-политолог Абдулла Магомедов, на данном этапе развития дагестанского общества нужен реальный диалог основных политических сил с целью достижения консенсуса и выработки эффективной программы модернизации. Нужно обязательно привлечь к модернизации и определению ее конкретной программы широкие народные массы. Нужно пробудить творческую инициативу народа и дать ему реальное право решающего голоса при принятии ключевых политических решений.

Главное – изменить отношение власти и народа, преодолеть отчуждение политической власти от народа, реально демократизировать политические институты, поставить власть под контроль народа. Как минимум необходимо, чтобы все существенные законы и ключевые политические решения выносились на всенародные обсуждения и референдум. Как отмечают ученые-специалисты, необходимо предварительно привлечь к обсуждению принимаемым Народным Собранием РД законов как можно больше рядовых людей, экспертов-юристов по данной проблематике.

Процессы демократизации и становления гражданского общества идут в нашей стране одновременно. На успех этих взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов мы можем рассчитывать только при обязательной совместной работе государственных и негосударственных структур. А для этого нужен неформальный и непрерывный диалог между ними.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»

  • Коронавирус

    Covid «Красная зона»: код доступа 

    Она, эта зона, враз разделила жизнь на «до» и «после», превратилась в пограничную полосу, пересекая которую...

    9

    3 часа назад

  • День в календаре. 3 декабря 

    7

    3 часа назад

  • Рассказать миру о Дербенте 

    По роду деятельности мне часто приходится встречаться и беседовать с разными людьми. Некоторые встречи...

    43

    1 день назад

  • Говорить на одном языке 

    Ребенок всё время просит телефон. Мы, взрослые, понимаем: это неправильно и, скорее всего, вредно для...

    16

    1 день назад

  • Желанный восторг 

    Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, которому, к слову, в этом году исполнилось бы 290 лет,...

    18

    1 день назад

  • Праздник зрелости 

    Известный ученый, педагог и государственный деятель Зейдула Кадималиевич Юзбеков родился в селении Межполь...

    13

    1 день назад