Купить PDF-версию
15:40 | 28 марта, Чт
Махачкала
X

Атака на мировое господство: принуждение к миру

Очаги напряженности в мире приобретают всё более устойчивый характер. И главный козырь каждой из воюющих сторон – вожделенные углеводороды, владельцы которых и определяют мироустройство, благополучие, независимость, что еще более сладостно - ощущение безграничного господства. Оно словно нар­котик, пьянит, уносит в иллюзорное пространство, где все подчинено могущественной силе, диктату указующего перста, царящего и непоколебимого в своих захватнических амбициях.

Кажется, каждый догадывается, о ком идет речь, равно как и о том, что иллюзии рано или поздно рассеиваются и флёр загадочности мгновенно растворяется в поиске реальных и мнимых истин. Да, США трудно было представить, что подобный исход – уход из Сирии – был бы возможен еще каких-нибудь полгода назад, хотя Трамп молил пентагоновских идеологов оставить Сирию. Америка увязла в этой стране, раз за разом проигрывая России, продемонстрировавшей не только дух, но и силу сверхзвука, возможности военно-космических сил, точечно уничтожающих противника, развязавшего войну внутри самой Сирии, ИГИЛ — запрещенную в нашей стране мобильную армию наемников, поднаторевших в военных конфликтах и демонстрирующих образ жестокого монстра, с легкостью уничтожающего территории, стирая с лица земли всё живое.

Нет сомнений в том, что ждало бы Асада в случае сценарного развития цветных революций, со скандалом прокатившихся по Ближнему Востоку. И если бы не Россия, Сирия представляла бы собой пепелище.

Вне всяких сомнений, тогда запрещенному в нашей стране исламскому государству и курдским боевикам, орудовавшим в Сирии, ой как повезло с США. С невиданной кровожадностью разворовывались ценные залежи углеводородов, опорожнялись стратегические месторождения, куда эта страна вложила немало средств, занимаясь геологоразведкой, разработкой нефтяных источников. Достаточно лишь напомнить, что за короткий срок «ИГ» заполучило от нелегальной торговли сирийской нефтью порядка 900 миллионов долларов. Правда, нефтодобыча проводилась столь варварскими методами, что значительная часть техники, оборудования пришла в негодность, и нефтяная отрасль страны оказалась в кризисном состоянии. Но все было бы слишком просто, если бы казавшаяся безнадежной ситуация вдруг не начала меняться, обретая устойчивость, мобильность армии Асада, ощутившей мощь российских ВКС. Правда, несмотря на явный перевес сил официального Дамаска, Москвы и уход США из важнейших стратегических военных объектов, восток Сирии остается зоной оккупации курдских боевиков и сил международной коалиции, для которой вопрос ухода из этой страны остается открытым.

Альянс, свыкшийся с мыслью, что Сирия пребывает в состоянии перманентной войны, и никак не ожидавший подобного расклада и спешного ухода части сил США с прежних, казавшихся незыблемыми позиций, всё еще питает иллюзии о военном превосходстве в этом регионе. Тем не менее союзники США, гласно и негласно присутствующие в этой стране, оказались в растерянности, пытаясь на живую нитку сшить в единое целое с треском разорванный Россией план по углеводородной оккупации всего Ближнего Востока. И уже крупнейшие информагентства называют Путина новым королем этого региона. А эксперты констатируют, что вывод американских солдат из Сирии создает прецедент, да такой, что Россия выступает в роли центрального арбитра интересов всех игроков, включая премудрый Израиль, то и дело меняющий политических партнеров, держа в запасе на всякий случай козырную карту и то налаживая с Россией диалог, то расстреливая в воздухе армейский самолет нашей страны.

Да, полный швах, хоть и посверкивали злым блеском глаза двух майков, пытавшихся поставить на место зарвавшегося Эрдогана. И США все же пришлось позволить своему партнеру по НАТО вторгнуться в северную часть Сирии, разом опрокинув прежнюю схему баланса сил на Ближнем Востоке. Так турецкое наступление заставило теснимых курдов искать защиты у Асада, а не у бывших союзников США, что оказалось еще одним неприятным ударом для хозяев Белого дома. И уже сирийские регулярные части размещают своих военных в городах, ранее находившихся под контролем курдских формирований. Ожидаемый передел мира оказался катастрофой для Белого дома, а принятый в Сочи меморандум положил начало вводу подразделений российской военной полиции на сирийскую с турецкой стороны границы на севере страны.

Турция остается в буферной зоне, откуда выходят курдские формирования. При этом Эрдоган подтвердил приверженность сохранению сирийской территориальной целостности. И Путин назвал это решение судьбоносным. Фактически Сирия наконец-то получает контроль над собственным севером, населенным курдами, вынужденными начать отход из большей части объявленной турками «зоны безопасности». И уже ни у кого в мире не вызывает сомнений, что только Россия может быть реальным посредником, обеспечивая контроль за выводом курдских формирований сначала на территорию Рожавы и к турецкой границе за пределами «зоны безопасности».

И Россия, и Турция уже приступили к патрулированию к востоку и западу от самой зоны безопасности, свободной от курдских формирований. На следующем этапе к границе с Турцией выйдут сирийские пограничники и военные, то есть сирийцы заменят турок на территории Рожавы. А армия Асада придет на место турецких войск, которые Эрдоган выведет, когда убедится в том, что здесь больше нет курдских формирований.

Что немаловажно, отмечают аналитики, турки в очередной раз подтвердили, что им не нужны сирийские территории. Для них принципиально важно убрать курдские отряды от своей границы. И по мере их ухода контроль над территориями будет передаваться сирийской армии при контроле со стороны российской военной полиции за отводом и разоружением курдских частей. А это означает конец войне между турками и сирийцами, турками и курдами. Официальный Дамаск начинает собирать расколотый на куски приграничный мир, восстанавливая национальный суверенитет.

А что же курды? Да, они проиграли, лишившись помощи США. Но, по мнению аналитиков, реальных механизмов по созданию независимого сирийского Курдистана не существовало. Проще всего курдам договариваться с официальным Дамаском об автономии в рамках Сирии, тем более что это народ, десять процентов которого относится к сирийскому населению. Еще на что обращает внимание российский лидер – это установить широкий диалог между правительством Сирии и курдами, проживающими на северо-востоке Сирии. «Именно в рамках такого инклюзивного диалога могут быть в полной мере учтены и реализованы все права и интересы курдского народа, курдов, как неотъемлемой части многонационального сирийского народа», — отметил Владимир Путин.

Более чем серьезное заявление. Ведь каждый самодостаточный народ имеет право претендовать на обретение государственности. Но вряд ли курды намерены довольствоваться лишь автономией. Но это скорее дальняя, чем ближняя перспектива. Только теперь ситуация для них осложняется тем, что они теряют почву под ногами после, прямо скажем, неожиданного предательства США, долгое время пропуская мимо ушей ранее заявляемые декларативные твиттерные высказывания Трампа о том, что Америке нечего делать в Сирии. Что вовсе не означает, что вот так запросто США уйдут из Сирии, где так прочно обосновались.

И вот как нельзя кстати новое, настораживающее заявление Трампа, в котором говорится, что Израиль и Иордания попросили американскую администрацию оставить наибольшее число военных уже в другой части Сирии, рядом с Иорданией и недалеко от Израиля, что дает возможность для очередной лазейки в случае очередного спровоцированного конфликта. Эта «спящая ячейка» — надежное убежище для всевозможных террористических группировок. И Америка не была бы Америкой, если бы не предусмотрела со своим завзятым военным израильским партнером запасной вариант «по наведению конституционного порядка» где бы то ни было, в том числе на Ближнем Востоке.

Но нельзя не учитывать, что вместе с громким неожиданным миром Россия получила судьбоносный инструментарий внешней политики. И от нее уже никто не посмеет отмахнуться. Ее авторитет уже не вызывает сомнений и заставляет крупнейшие державы мира считаться с ней. И признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, воссоединение с Крымом легитимны с точки зрения нового, предложенного Западом международного права.

Нет сомнений и в том, что официальная Москва считает принципиально важным вопрос вернуть Асаду Сирию в прежнем виде. И не просто доказывает миру, что выполняет свои обязательства, она дает понять, что изменение границ –один из возможных способов решения политических вопросов, когда речь идет о военном превосходстве. И как тут не провести параллель с Украиной, где линия разграничений выступает как один из инструментариев в попытке обрести гражданский мир.

Сегодня же, когда решается судьба Сирии, то даже при благоприятном раскладе событий положение остается достаточно сложным, противоречивым. Карта Сирии с прежде обозначенными контурами границ со временем будет претерпевать изменения. И многое, если не все, зависит от российского партнера, для которого Сирия оказалась беспроигрышной картой, убедив мир в том, что русские умеют воевать, да так, что мало не покажется.

Что немаловажно, Путин выделил в особый блок заявление о национальном суверенитете Сирии, заявив, что «защищать мир и спокойствие на границе туркам и сирийцам предстоит вместе, и здесь без взаимоуважительного сотрудничества между Турцией и Сирией не обойтись».

Россия не просто выступает гарантом мира на Ближнем Востоке, она обретает прежние, дореформенные позиции, в том числе в арабском мире, когда к ней прислушивается уже и самонадеянная Европа в надежде разрешить свои застарелые проблемы. Вопросов – уйма. И Россия, выдерживая необходимую паузу, сосредотачивается. Она берет реванш, не стараясь угодить претендующим на мировое господство США, но выигрывает, принуждая к миру тех, кому на руку вселенская война.

Статьи из «Власть и общество»