Купить PDF-версию
05:51 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
10:07 12.08.2021

Быть или не быть межконтинентальному проекту «Евразия»?

Идея и история создания судоходного канала в нашей стране уходит в прошлые века, затрагивая времена от Сулеймана II, Петра I до И. Сталина. СССР приступил к его строительству в середине 30-х годов прошлого столетия и приостановил работы в начале 40-х годов по известным причинам, успев сформировать два крупных балластных водохранилища в Ростовской области.

В XXI веке геополитические, стратегические, экономические цели и задачи вновь стали актуальными. Уже руководство России и главы регионов страны вернулись к рассмотрению логистического проекта века – межконтинентального независимого трафика «Евразия».

О сути и задачах проекта беседуем с президентом Корпорации промышленников и предпринимателей «Ватан» Гаджи Гаджиевым.

– Более 10 лет активность глав Краснодарского края, Республики Калмыкия и даже президента Казахстана встречала серьезное сопротивление не только со стороны либерального Правительства РФ, но и агентов Запада, которые объявили Каспий «зоной своих национальных интересов», милитаризуя отдельные государства Каспийского ореола, – говорит Гаджи Алигаджиевич. – Твердая политическая позиция Ирана и России помешали захвату Каспия Западом. Местнические интересы отдельных глав регионов Юга России, каждый из которых тянул одеяло на себя при поддержке внешних сил и агентов влияния, на долгие годы отсрочили время принятия политического решения по проекту «Волго-Дон – 2».

Стоит подчеркнуть, что проект ни по одной сравнительной характеристике не имел приоритетность над проектом «Евразия», но зато для анализа и затягивания времени профинансировали 100 млн рублей институту «Гид­ропроект», который в результате под большим внешним давлением выдал заключения «и нам и вам». Такую ситуацию многие независимые эксперты оценили как провокацию, как попытку изоляции России от продвижения ее внешнеэкономической деятельности на рынки Азии, Ближнего Востока, Африки, Европы, от сотрудничества с государствами СНГ с потенциалом реверсного оборота до 150 млрд долларов. Им это удалось – более 15 лет проект забалтывался.

Некогда Чёрное и Каспийское моря были единым водным пространством, и последняя протока исходила из Азовского моря в Кизлярский залив, с превышением на 28 метров над уровнем Каспийского моря. Иран более 8 лет ждал решения России по проекту. А потом, устав от ожидания, с 2019 года приступил к строительству судоходного канала по своей территории Каспийское море – Персидский залив. При этом Россия принимает серьезное долевое участие в строительстве канала!

Работая в Москве в Международном фонде содействия экономическому развитию им. Н. Байбакова, в департаменте энергетики, учитывая прежний опыт нашего собеседника по разработке проекта «Автотранспортные коридоры контейнерных перевозок Европа – Россия – Азия – Ближний Восток», Гаджи Гаджиев получил поручение Н. Байбакова о рассмот­рении в комплексе концепции проекта «Евразия».

– Для меня была большая честь получить такое задание от самого молодого наркома правительства, мозга советской экономики, более 20 лет возглавляющего Госплан СССР, крупнейшего специалиста нефтегазовой отрасли, Героя Социалистического Труда, – вспоминает Гаджи Гаджиев. – При организационной поддержке председателя правления фонда А. Ромашина была сформирована рабочая группа, проведены исследования, маркетинг ситуации. В результате были подготовлены предпроектные разработки, на 22–25 % наращивающие экономическую эффективность канала по территории России. При этом не только с геополитической, стратегической, логистической точек зрения, но и с экономической канал по своим характеристикам на тн/км перевозок опережал экономику Суэцкого, Панамского, аналогичных по функциям, каналов.

Основная ценность идеи и разработок заключалась, учитывая множество обременяющих факторов, в других вариантах: строительство портово-причального комплекса в степи, вблизи пересечения с каналом стратегических федеральных коммуникаций; дороги Ростов–Баку, нефтегазопроводов, автодороги, мощных ЛЭП, оптово-волоконной связи на территории Дагестана. По периметру порта в разработках рассмотрено 18 кластеров как по переработке сырья, так и хабов по перевалке экспортно-импортных грузов, товара.

Реверсными перевозками автотранспортом в проекте порта могут интегрироваться более 25 регионов Юга России и отдельные из Центрального округа с экспортно-ориентированной продукцией внешнеэкономической деятельности. Также на двух концах канала на территории России преду­смотрены крупные туристические комплексы с предложением круизных прогулок в глубинные государства Азии, Ближнего Востока, Африки, Западной Европы и Индийского океана.

Инфраструктурой вблизи порта предусмотрено строительство города-спутника на 65–70 тысяч человек, со всеми объектами европейских стандартов для обслуживания порта и всех кластеров.

С учетом основных функций канала до 70 % – перевозка, переработка, транзит углеводородного сырья Каспия и не только, предпроектными решениями определены крупные газо-химические, нефтеперерабатывающие комплексы, бункеровка судов, ремонтные доки и даже весьма перспективный, уникальный проект дагестанского ученого-изобретателя Г. Халидова – тримараны – универсальные суда, строительство которых в рамках проекта предусматривается в Дагестане.

Учитывая сырьевой потенциал Каспия по углеводородному сырью (до 10–12 млрд тонн), разработками предусмотрена прокладка нефтепровода большого диаметра, вдоль канала от матки-танкера (80–100 тыс. м3) на рейде, куда могли бы сливать нефть все государства шельфа Каспия для поставок и переработки в Азове, для европейских государств. Экономически канал Каспий – Персидский залив для транспортировки основного груза – нефти – менее эффективен, так как на пути до Индийского океана десятки государств имеют нефтезалежи и весьма конкурентоспособны, чтобы сбить цены на каспийскую нефть.

В целом разработка получила рабочее название «Концепция стратегии геополитического, экономического развития Северного Кавказа», а порт – «Хазар», продолжает Гаджи Гаджиев. Впервые разработки были презентованы в 2010 году в Москве, на «Байбаковских чтениях», приуроченных к 100-летию корифея советской, российской экономики. В 2012 году на Международном форуме «Каспийский диалог – 2012» разработки получили высочайшие оценки экспертов, а также крупных специалистов, ученых, стратегов: президента Академии геополитических проблем, д. и. н., профессора, генерал-полковника Л. Ивашова, вице-президента РАН, председателя экспертного совета, академика Н. Лаверова, вице-президента ТПП Г. Петрова, «Конгресса народов Кавказа», «Союза речников», «Фонда Байбакова», руководителей делегации Казахстана и Ирана. Также Концепция была презентована на двух конференциях парламентских партий.

К сожалению, эйфория длилась недолго. Концепция в Дагестане презентовалась четырежды: на международных форумах, пленарных сессиях, на экономическом совете, на ТВ и в СМИ, на конференции делового сообщества, общественности. Эффект чуть выше нуля. Я окончательно понял, что проблема даже не столько в «агентах влияния», третирующих все позитивные стратегические проекты России, сколько в головах чиновников-неучей.

При обращении к председателю Правительства РФ, председателю комиссии по социально-экономическому развитию Северного Кавказа (на тот период им был Владимир Путин) реакция оказалась мгновенной: через пару месяцев два федеральных министерства направили рекомендации руководству республики и Министерству экономики о внесении Концепции в стратегию развития республики. Ответ сразил наповал. Руководство ответило, что готово участвовать в проекте, когда будет принято политическое решение, а Министерство экономики сообщило, что стратегия развития республики уже сформирована и там нет места для такого крупного проекта (цитирую по смыслу). Министр транспорта России ответил, что по завершении объектов готовности к Олимпийским играм в Сочи будет рассматриваться проект «Евразия».

Воистину свита делает короля! Геополитическая ситуация вокруг России обостряется, уже не войны будут определять мощь государства, а его экономика. Санкции всё сильнее стягивают удавку на шее экономики страны. Поражение в этом противостоянии – гибель государства, государственности и федерализма.

Новое Правительство РФ в лице Бело­усова, Глазьева и Кудрина весьма конкретно осознало, что значит для России развитая логистика – это артерии экономики. Тем более что независимый трафик «Евразия» в ближайшие 50 лет по своей геополитической, стратегической значимости не будет иметь равных себе проектов и подлежит принятию политического решения.

По ряду причин, в том числе связанных с изменением климата, уменьшением дебита Волги, Дона, спадом уровня Каспийского моря, приоритетность Дагестана в системе координат принятия твердого политического решения, определения вхождения канала от Чёрного моря в Каспийское на территории Дагестана, с операторством по перевозкам, перевалкам на Каспий от России, нарастает.

Нужны серьезные инициативы власти и в хорошем понимании обоснованный лоббизм, нельзя отставать от времени и реалий, в которых мы живем. Учитывая, что соседи с севера долгие годы небезуспешно, но необоснованно лоббируют свою территориальную приоритетность со сворачиванием с исторического курса выхода канала в Кизлярский залив в сторону недостроенного порта Лагань, нужны меры не только экономического, географического обоснования, но и социальной справедливости. Ведь мы говорим о сравнении 250-тысячного региона с 3-милионным Дагестаном. Все зависит не только от экспертных оценок, но и деловитости, активности руководства Республики Дагестан, в чьих интересах использовать исторический шанс интеграции в межконтинентальный проект «Евразия».

Капиталоемкость портово-причального комплекса с 18 кластерами и инфраструктурой почти равна стоимости самого канала, но с учетом экономической, социальной эффективности. Но это не должно пугать: если политическое решение по строительству канала будет принято, финансирование станет возможным – нами практически достигнута договоренность с потенциальными инвесторами по финансированию комплекса на территории Дагестана, – констатирует Гаджи Гаджиев.

Специалисты по достоинству оценили идею Гаджи Гаджиева о реализации проекта «Евразия». Так, президент Академии геополитических проблем, д. и. н., профессор, генерал-полковник Л. Ивашов в своем отзыве говорит: «Геополитическое значение Концепции вытекает из целого комплекса факторов и императивов стратегии развития России и восстановления её роли на постсоветском пространстве. Проект Концепции выполняет функцию стягивания, интеграции стран Евразии (вокруг России) в рамках общих взаимовыгодных проектов и решений. Очевидно также его значение для решения социально-экономических проблем в СКФО, в деле восстановления стабильности и комплексного развития территорий Юга России. И в этом своем качестве Концепция содействует решению проблемы стабильности и безопасности на Юге страны.

Главным звеном данной Концепции являются логистический проект и программа «Трансконтинентальный судоходный канал – транспортная система «Евразия», соединяющая Каспийское и Чёрное моря». Данная идея периодически актуализировалась и инициировалась с 30-х годов ХХ века. На данный период проект и программа долевого участия в нем получила широкий резонанс в российском и европейско-ближневосточном сообществе. По инициативе Казахстана технико-экономическое обос­нование (ТЭО) данного проекта и соответствующей программы находится в процессе экспертизы.

В оценке Концепции следует исходить из следующих геополитических и геоэкономических приоритетов. Её ценность в том и заключается, что оба критерия (геополитический и геоэкономический) взаимно дополняют друг друга, усиливая эффект от его реализации. Это когда политические стратегические выгоды тесно связаны с экономическими, что не всегда имеет место в аналогичных случаях.

При оценке геополитического значения Концепции следует исходить из альтернативной стратегии Запада по отношению к каспийско-кавказскому региону, когда соответствующие проекты (программа ЕС «Тасис», «Новый шелковый путь», нефте– и газопроводы) по сути дела направлены на геополитическую изоляцию России. И не всегда США и западный блок в этом отношении руководствуются чисто экономическими соображениями. Здесь свою роль играют долгосрочные расчеты в отношении России, направленные на уменьшение роли страны как центра евразийской интеграции.

Концепция тем и ценна, что: во-первых, тесно связывает с Россией, через трансконтинентальный канал и транспортную инфраструктуру (выстраиваемую вокруг канала), страны Центральной Азии (Казахстан, Туркмению, Узбекистан), Азербайджан и Иран, а в перспективе, в какой-то степени, Таджикистан, Афганистан и Пакистан, а во-вторых, и страны Причерноморья и Балкан, придавая экономическим связям с ними дополнительный импульс.

Что касается геоэкономических аспектов Концепции, то международными комиссиями и исследовательскими структурами прогнозируется значительное развитие внешнеэкономических отношений между прикаспийскими и черноморско-дунайскими странами. При этом наиболее экономически эффективным направлением является транзитно-транспортный потенциал ряда государств, с явным преимуществом российского транзитного трафика, соединяющего судоходным каналом Каспийское и Чёрное моря.

На данный период осуществление этого логистического проекта по своей значимости, эффективности и актуальности не имеет аналогов в мире. Канал обеспечивает реализацию самых оптимистических прогнозов, как по транзитным перевозкам, так и по товарообороту России по экспортно-импортным торговым поставкам.

Таким образом, стягивая вокруг себя страны, принадлежащие к разным цивилизованным блокам, Россия расширяет возможности геостратегического и геополитического маневра.

Кроме того, на территориях пересечения судоходным каналом основных федеральных коммуникаций (на Юге России) данной Концепцией предусматривается строительство портово-причальных комплексов, с привязкой к 16–18 промышленным кластерам, с переработкой и перевалкой конечной продукции и импортно-экспортных поставок. Всё это способствует генерации нового качества в экономических связях регионов Юга России с другими регионами страны и соседними государствами.

Проекты, составляющие ядро Концепции, могут выполнять роль ключевых (рассредоточенных) «точек роста» страны, которые способны стимулировать бурный рост и в смежных отраслях. Таким образом, геополитическое и геоэкономическое значение Концепции для России не вызывает сомнения.

Что касается объективного подсчета экономических выгод от реализации проектов, то для столь масштабных идей срок окупаемости может составить 15 и более лет. Но не всегда геополитические выгоды для страны можно отразить бухгалтерскими цифрами. Есть еще вопросы стратегической безопасности, положительная корреляция с которыми (от реализации Концепции) несомненна», – убежден президент Академии геополитических проблем, д. и. н., профессор, генерал-полковник Л. Ивашов.

«Концепция геополитического развития Северного Кавказа» была обсуждена на расширенном заседании правления «Фонда Байбакова» с приглашением профильных специалистов.

Они отмечают, что Концепцией охвачен ряд геополитических, социальных, экономических, экологических проблем Северного Кавказа, в том числе экологическая проблема Каспийского моря. Концептуально определены проблемы регионов СКФО и инновационные пути их решения.

Оригинальностью отличаются решения по интеграции в проект «Межконтинентальная транспортная, судоходная система «Евразия», макроэкономической программы Портово-причального комплекса «Хазар» в рамках ОЭЗ с 18 промышленными кластерами, охватывающие основные направления экономики СКФО, его сырьевую базу, с решением ряда социальных проблем и наращиванием потенциала экспорта конечной продукции, активизацией ВЭС.

По своей значимости данная Концепция не имеет аналогов в России, при этом в целом обеспечивая ее приоритеты и прорыв на рынки Европы, Ближнего Востока, Азии.

«В развитие промышленных кластеров и других проектов, определенных Концепцией, будут востребованы большинство инновационных проектов, из базы данных «Фонда Байбакова» и его партнеров», – подчеркнули в Фонде.

Похожие

Без России мира нет

14
Июнь нынешнего года обещает быть самым жарким не только в смысле температурных режимов. Летом представители ряда государств обсудят конфликт России и Украины....

Адепты НАТО

8
И снился им сон. Про медведя косолапого. Про козни и неприятности, которые устраивали этому очень терпеливому, обходительному, доброму и, несмотря на свои размеры,...

Симона, королева борзоты

13
На фоне обстрела ВСУ жилого района г. Токмака Запорожской области, кратного увеличения числа погибших и пострадавших от рук свинонацистов, посол Израиля в России...

Голосуя сердцем

7
Вряд ли кто станет отрицать, что нынешние президентские выборы в нашей стране были особенными. Народ, продемонстрировавший поразительное единство, одерживающий...

Победа духа

7
Авдеевка. Очередная победа России в СВО. Победа силы! Победа духа! Ключевая победа России! Пала неприступная крепость. И так уж вышло, что потеря стратегического...

Киевской хунте просто кирдык

53
Да, неожиданный удар нанес Путин США. НАТО в ярости, американцы в шоке. Российский лидер расставил финальные точки. Теперь в мире создан образ другой Америки – в...

Зачем Колумб открыл Америку?

25
История не терпит сослагательного наклонения. Что было, то было, и никакая машина времени тут нам не поможет, тем более что современная наука отрицает возможность...

Техасский майдан

22
Техас вышел из-под контроля США, заявив Белому дому о своем особом мнении по поводу...

Пока есть время…

58
Рубежной можно считать фееричную речь Лаврова на заседании Совбеза ООН, состоявшемся по запросу российской делегации. Напомним, обсуждались на нем поставки...

Реванш духа

23
Не так планировал альянс очередной год. Не принес он нового счастья ни странам, объединенным единым военным союзом, ни Украине, занервничавшей от не самого лучшего...

Украина: политический демонтаж

19
Мир разный. В нем и невиданная жестокость, и предательство, и побеждающее в тяжелых условиях добро, что сильнее зла. В нем...

Анатомия мира

7
В непростой для нашей страны период 1990-х, когда планета была поделена на сферы влияния между несколькими центрами силы, Россия, переживая экономический,...

Статьи из «Политика»

Связанные одной нитью

455
Лето 2009 года выдалось жарким. В ателье, в котором трудилась Майсарат, работа кипела: кому-то...

Совещaние по актуальным вопросам

10
Как уже сообщалось, Сергей Меликов провел совещание по...

Фельдшер с передовой

273
После начала специальной военной операции на Украине в зоне боевых действий возникла острая...

В гостях как дома

5
Заботой и вниманием окружат прибывших ранее в Дагестан белгородских детей в центре...

Семья – главная сила

386
«Ох, рыш (девочка в переводе с рутульского. – Авт.), что тебе рассказать? Простая я женщина....

Опыт, помноженный на профессионализм

35
Республику Северная Осетия-Алания Александр...

Ликбез для человечества

9
Не иначе как ликбезом для человечества можно назвать интервью Президента РФ Владимира Путина Генеральному директору Российской медиагруппы, автору и ведущему...

«Ты был щедрым и неунывающим…»

177
Брат для сестры – это почти всегда второй главный...

Нужна сбалансированная работа

8
Не надо кошмарить бизнес, говорил Дмитрий Медведев, находясь у руля государства. В недавнем...

Семья и дети – в центре внимания

5
Глава Дагестана Сергей Меликов принял участие в...

Усилить профилактику правонарушений

15
Вчера в Махачкале прошла тридцать первая сессия...

Воссоздать свой архитектурный стиль

7
По внедрению цифровых решений в строительную отрасль...