Дагестан: курс на стабильность
Региональная экономическая политика… От нее зависит решение основных социальных проблем огромной страны, модернизация всех сфер производства. Они, регионы, являются индикаторами успешности или неуспешности проводимых реформ, многие из которых вызывают яростную критику россиян, ведь каждая новация - очередное испытание, с которым не всем по силам справиться.
Да, в этих условиях крайне сложно создавать пространственную экономику, гибкую, динамичную, без рывков. Но «время спрессовано, его на раскачку, на дальнейшие утряски и увязки просто нет. Мы этот период прошли… И обязаны двигаться вперед, постоянно набирая темп этого движения, создавая условия именно для простого человека». Об этом не раз напоминал в Послании В.Путин, уверенный в том, что нацпроекты «построены вокруг человека, ради достижения нового качества жизни для всех поколений, которое может быть обеспечено только при динамичном развитии России».
Более чем убедительный аргумент в пользу долгосрочных реформ. Но не стоит забывать и о том, что за каждым экономическим, общественно-политическим аспектом — люди, на многих из них негативно отражаются экономические эксперименты, режущие по-живому, двойные коррупционные стандарты, когда масштабное разворовывание страны носит половинчатый характер, а в сети попадает лишь мелкая рыбешка. Все эти неудобные для власти вопросы так или иначе заставляют ее делать выбор, опираясь на руководителей регионов, честно отрабатывающих свой кусок хлеба.
Одним из проблемных регионов на протяжении ряда лет для Федерального центра оставался Дагестан — дотационный, с рядом нерешенных социальных проблем, низкой трудозанятостью, оказавшийся заложником экстремизма, терроризма, где эмиссары всевозможных мастей пытались дестабилизировать обстановку, создавая почву для протестных настроений. Что и говорить, положение складывалось непростое. И Федеральный центр в попытке разобраться с токсичной средой предпринял решительные шаги, попытавшись качественно изменить привычную среду, направив в республику боевого генерала, выверенного политика, чтобы навести порядок в экономической сфере, способного, разобравшись в сложных пограничных вопросах в республике, где земельный — кровный, самый острый, злободневный.
Да, что скрывать, республика, пребывавшая в крайне сложном положении, не была готова к решительным действиям, несмотря на то, что население давно роптало на власть, сетуя на половинчатость решений, не подкрепленных конкретными действиями, на родство, кумовство, характерные для национальных республик, где родовые отношения возводятся в ранг основных качеств при подборе «теплых» мест, по принципу личной преданности.
Все это было, несмотря на то, что в республике многое на протяжении последних лет менялось, появились центры традиционной культуры России, открывались новые предприятия, заметным оказался рост жилого строительства. Но все же коррупция все глубже и глубже проникала во все сферы деятельности, и недовольство дагестанцев оказалось решающим для тех кадровых перестановок, что были необходимы для попавшей в трудное положение республики.
Новому руководству, впрочем, прекрасно осознававшему сложность поставленной задачи, пришлось пересмотреть существующие стандарты и подходы к прежнему администрированию, полностью отказавшись от устоявшихся представлений, изменив систему подбора кадров, но и одновременно столкнувшись с человеческим фактором и ощутив всю сложность , связанную со специфическими проблемами: родственными узами, условностями, что выше любых других обязательств.
Это был непростой период. И до сих пор руководство республики, ощущая необходимость ломки коррупционных клановых схем, наталкивается на противостояние, с одной стороны, части дагестанцев, требующих борьбы с коррупцией ценой массовых посадок проворовавшихся чиновников, с другой — требующих от федералов разобраться с высокими чинами, замеченными в невиданном размахе коррупции, в самом федеральном правительстве.
Посадки чиновников высокого ранга… Да, сегодня очищение идет на самом высоком уровне регионов. Но иначе невозможно в том же Дагестане навести порядок, реконструировать традиционные отрасли, находящиеся в тяжелейшем положении. В южном регионе новому руководству пришлось прибегнуть прежде всего к созданию кадрового резерва, проведению жесткого конкурсного отбора. Он был честным. Другое дело, насколько молодые специалисты оказались готовы к тому, чтобы потянуть ведущие отраслевые направления, участвовать в федеральных программах, в том числе на условиях софинансирования.
Но движение вперед, оно необходимо. И в прошлом году республика, войдя в число субъектов РФ, получивших гранты в форме дотаций бюджетам субъектов за достижение наивысших темпов, получила немалую сумму на исполнение гранта — 625,2 млн рублей. Это серьезный стимул для экономического роста. Ведь Дагестану, как и стране, испытывающей инвестиционный голод, необходим толчок для развития агропромышленного, промышленного парка, малого и среднего предпринимательства, для снижения доли теневого сектора экономики, увеличения собственных доходов. Все это даст возможность повысить качество жизни населения, то есть реализовать в полном объеме государственную, социальную политику, сформировать пространственную гибкую современную экономику развития, уверенно интегрировать в межрегиональные, международные проекты, как раз и дающие рост внутреннего валового продукта.
Руководителю республики В.Васильеву, принявшему Дагестан в непростой для него период, на многое пришлось взглянуть другими глазами с точки зрения внутреннего соотношения возможного с реальным и, конечно же, взаимодействия на личностном уровне. Впервые, может быть, он вывел для себя формулу — из менталитета складывается психологический образ дагестанца, остающегося тем энергетическим сгустком, что в 99-м сохранил и отстоял целостность российской государственности, укрепил единство армии и народа, когда наступил момент истины, а дагестанские матери с молитвой на устах вместе с ополченцами провожали на войну российских солдат.
И сегодня для нового руководителя принципиально важным моментом остается тот уровень доверия, что рождается из честных правил игры, честного бизнеса, прозрачной работы органов власти на местах, в муниципалитетах, где и происходит главная работа — создание самодостаточных хозяйств, условий для молодых, проектная деятельность. Это тот самый горячий камень совести, что должен стать подспорьем в большой региональной экономике, увеличивать собираемость налогов, развивать горные территории, оказавшиеся в наиболее сложном экономическом положении. И руководитель республики принимает беспрецедентные меры по выравниванию условий гор, равнины, предгорной зоны.
В том, что регион достался Васильеву не просто сложный, а более чем проблемный, сомнений нет. Межэтнические, межнациональные отношения — здесь всё на тончайшем уровне, и многое приходится искать в ментальности, характере, традиционности, устоях. Главе региона предстояло открыть для себя другой Дагестан, не тот, что отдавался эхом в российских СМИ тревожными сводками, а глубокий в своей архаичной мудрости, многовековой истории, в которой его всегда спасали необыкновенное мужество, умение защитить родину, не отдавая ни пяди родной земли. Его внимание к простым дагестанцам дорогого стоит. Он лишен какой-либо сановности, предпочитая сокровенность общения с людьми труда, нежели с теми, кого можно причислить к местным кланам. А его коллеги признаются, что новый руководитель не терпит проявлений пустых обещаний и строго спрашивает с тех, кто пытается лавировать, ссылаясь на объективные трудности.
Васильеву важно, чтобы люди ощущали, что власть не просто работает, но и несет ответственность за то, что она предпринимает в АПК, ЖКХ. Он пытается изменить ситуацию в республике, испытывающей на себе стрессовую экономику, переживает, что более 60 процентов населения не имеет централизованного водоснабжения, испытывает недостаток в медучреждениях, а изношенность основных фондов и коммуникаций ЖКХ составляет более 70 процентов. Остаются нерешенными вопросы, требующие значительных капвложений.
Да, слишком многое требует терпеливой работы. И ждать быстрых результатов не приходится. Но оппонентам, скрытым и явным, неважно, какой жизнью живет республика. И по уже сложившейся традиции они обсуждают очередную предстоящую отставку Васильева, пытаясь найти для этого самые серьезные аргументы, кроме одного — за ним не тянется шлейф сомнительных коррупционных схем. Он не причастен к нет–нет, да и случающемуся тому или иному очередному финансовому скандалу.
Этот человек с достоинством выдерживает атаки своих оппонентов, удивляя выдержкой, умением формулировать и четко и ясно излагать мысли, парировать удар. В плюс или в минус ему ставшая уже каноном для его коллег тональность общения, лишенного резких эмоций, но от этого не являющегося безобидной формой общения? В этом его загадка, свойство характера. Да он и не стремится быть популярным. Он такой, какой есть. И в этом заключается сермяжная правда личности, предпочитающей увидеть все собственными глазами, а еще попробовать примерить на себя и с удовольствием носить знаменитую «дагестанскую» обувь, удобную, известную в центральных и самых отдаленных российских регионах своей практичностью. Его принцип, остающийся неизменным, — быть среди людей, чтобы знать, какими проблемами живет простой человек. И в планах главы региона не только участие в стратегиях пространственного развития до 2025 года, социально-экономического развития региона до 2035 года, но и создание той здоровой атмосферы, создающей особое настроение, желание жить и работать в экзотичном, привлекательном для инвесторов крае, по-настоящему интересном не только туристам, число которых с каждым годом увеличивается, но и серьезному бизнесу, способному изменить экономику, внешний облик Дагестана.
Совсем недавно, побывав на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, Васильев рассказал о том, как намерен развиваться Дагестан. Помимо прочего он также напомнил о равенстве между бедными и богатыми, заявив, что это культура каждого: «Правильно было сказано: здесь бедных нет. Здесь нет, но они есть». А еще дагестанский лидер отметил, что губернаторам напоминают об ответственности, в том числе и материальной, определены и некоторые шаги: «Мы сейчас говорим о необходимости менять законодательство: да, оно прописано у нас для воров и коррупционеров, теперь его надо прописать для честного бизнеса».
Комментарии излишни. Значит, впереди много работы, открытой, прозрачной, эффективной. Республика следует курсу на стабильность, на устойчивое развитие.