Доброта сердец – лучший лекарь
Депутат Народного Собрания Дагестана от регионального отделения партии «Справедливая Россия», заместитель председателя Комитета НС по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Айтемир Сатираев 27 августа вновь уехал в Цхинвал вместе с группой беженцев, возвращающихся на родину. По телефону он пояснил, что задача представителей власти, их сопровождающих, передать людей, что называется, с рук на руки официальным лицам южноосетинской стороны. А накануне он был в нашей редакции и согласился ответить на несколько вопросов.
— Айтемир Сайханович, с чем связано возвращение беженцев? Они ведь недолго у нас пробыли.
— Это решение принято исходя из их пожеланий, а также соображений целесообразности и представляется мне выверенным, своевременным и единственно правильным.
Осетинский народ очень привязан к своей земле. Беженцы, с которыми я говорил в Дубках и в Карабудахкентском районе, все, как один, выражали желание поскорее вернуться домой.
— Но дома-то у них разрушены. И каково им будет увидеть свой город в руинах?
— Я был командирован парламентом нашей республики в Цхинвал, был там несколько дней и видел своими глазами, в каком состоянии город. Разрушений много, урон нанесен огромный. Но есть немало домов, которые подлежат восстановлению. Нельзя не учитывать и особенность застройки Цхинвала: в большинстве своем это малоэтажные частные строения. Да, страшно видеть сгоревшие остовы, но фундамент-то цел, стены стоят – можно и нужно восстанавливать.
— А от шока уже отошли беженцы?
— Самое лучшее лекарство от стресса – это работа. Лучшего пока никто не придумал. Первые самые тяжелые дни прошли, люди избежали смертельной опасности. Но чем сидеть вдали от своего дома и гадать, что с ним, лучше приложить свои силы к его воссозданию.
— Насколько я знаю, 28 августа в Южной Осетии – день поминовения?
— Да, и с этим тоже связано возвращение осетин на родину. По их обычаю поминать усопших нужно на родной земле.
— Айтемир Сайханович, как же все смешалось: ликование по поводу объявления независимости, скорбь по убиенным…
— Решение Российской Федерации о признании независимости Южной Осетии и Абхазии с политической точки зрения – смелое, мудрое, судьбоносное. А образно говоря, его можно назвать благодатным дождем на рассохшуюся от зноя землю. По силе эмоционального воздействия это событие не уступает тем, что вошли в школьные учебники, тем, что бережно хранят в своей памяти поколения: Дню Победы в Великой Отечественной войне, к примеру. Радость, которую испытали осетины, услышав известие о независимости своей республики, вытеснила мрак и отчаяние, в которые вверг их грузинский агрессор. Люди осознали, что они не одиноки, что их малый народ будет жить, сохранится как этнос, что им дана возможность сделать цветущей свою землю, к которой они так привязаны.
— С отъездом осетин прекратится ли наша помощь братскому народу?
— Нет, конечно. Наша республика продолжит и моральную, и материальную поддержку Южной Осетии. Продолжает поступать гуманитарная помощь от людей, коллективов.
— Я видела телесюжет, в котором Дмитрий Козак сетовал на нехватку рабочих рук в разрушенном Цхинвале…
— Да, дефицит рабочей силы ощущался остро в первое время. Но сейчас проблема снимается, так как и сами осетины возвращаются, и бригады едут в Цхинвал из разных уголков
России. Направлены сюда и дагестанские строители. Формируются в настоящее время бригады плотников и стекольщиков, поскольку именно в них ныне наибольшая нужда.
Но самое главное, что в свои дома возвращаются хозяева. Это значит, будет и пригляд, и участие, и дела пойдут более споро.
— Как прошло прощание с нашими гостями?
— В последний день их пребывания программа была такой насыщенной, что, уверен, надолго запомнится им, особенно детям. Для них организовали представление кукольного театра и вместе со взрослыми свозили на Чиркейскую ГЭС. Я говорил ребятам, что сегодня они еще малы, но, когда подрастут, могут строить такие же величественные гидроэлектростанции.
Могут воздвигать красивые здания, большие города. Я чувствовал, что они воспринимают эти слова, что они посвятят свою жизнь созиданию, служению добру. Я говорил с их родителями и убедился, что они уносят в своих сердцах неизбывную благодарность руководству нашей республики, нашему народу и желание с новыми силами трудиться на родной земле.