Купить PDF-версию
01:47 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X
10:00 30.03.2011

Договор со смертью

По дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) Россия стоит на первом месте в мире: в прошлом году на дорогах страны погибло 26508 человек. Это – страшная цифра. Ежегодно в среднем страна теряет на дорогах 25 тысяч граждан. И это при том, что у нас и так неблагополучная ситуация с демографическими показателями. В ДТП виноваты и водители, и пешеходы. Но, по данным экспертов, чаще первые. Причины – многовариантные нарушения правил дорожного движения: нетрезвое состояние, превышение скорости, проезд на красный свет, техническая неисправность транспорта, невнимательность водителя. Многие получают тяжелые увечья и на оставшуюся жизнь становятся инвалидами. Все эти факты в совокупности вызывают тревогу. О необходимости в корне изменить ситуацию говорят на разных уровнях – властном и общественном. Однако ничего не меняется: количество ДТП ощутимо не уменьшается.

Итак, в чем причина (или причины) ДТП? Здесь присутствуют объективные и субъективные факторы. Самый главный объективный фактор – это плохие дороги. А субъективных факторов много: наше безграмотное поведение на дороге, безответственное отношение к жизни – своей и других людей, несоблюдение правил безопасности и т.д. Все эти факторы локальные, то есть находящиеся в морально-психологической сфере.

А вот наличие и обязательное претворение в жизнь строгого закона по отношению к нарушителям правил безопасности на дорогах – это уже другое дело. Такой закон есть, но не всегда исполняется. Посмотрим, что происходит реально. В прошлом году за неосторожное убийство на дороге осуждено 4418 человек, 1177 избежали реального срока. Очень много случаев, когда погибают все участники ДТП – некого привлечь к уголовной ответственности. Предостаточно факторов, когда стороны прощают друг друга.

Уголовное дело не доходит до суда в случае примирения сторон. Даже если и дойдет, то виновный будет отпущен на свободу, потому что такую возможность дают статьи 75 и 76 УК РФ. Очень часто этими статьями пользуются богатые люди и чиновники, являющиеся виновниками ДТП. Примирение потерпевшей стороны содержит некоторые неясные нюансы. Если человек погиб, родственники не имеют права за него прощать убийцу, пусть и невольного.

Несоразмерность преступления и наказания послужила для депутатов Госдумы реальным основанием задуматься над проблемой примирения в случае смерти пострадавшего. Депутаты против такого примирения. Инициатором является глава думского Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин.

Фактически депутаты Госдумы правы: виновник ДТП должен сидеть в тюрьме, а не гулять на свободе, щедро откупившись. В случае гибели человека в ДТП потерпевшая сторона может примириться с виновником – но только в моральном смысле (не преследовать его, не мстить). И подобное примирение не должно влиять на принципиальность судебного приговора: для суда преступник должен оставаться преступником и понести наказание по всей строгости закона.

Особо тяжелая ситуация сложилась в Дагестане (да и в других республиках Северного Кавказа). Автору этой статьи много раз приходилось бывать на судебных процессах, где рассматривались уголовные дела по автоавариям, повлекшим за собой смерть и увечья. В большинстве случаев суды выносили мизерные наказания на основе нижних пределов уголовных статей. Многие аварийные ситуации со смертельными исходами до суда вообще не доходят в результате примирения сторон. Это несправедливо.

Вполне логично возникает такой вопрос: почему же подобное происходит? Здесь виноват не только суд, но и общество. Мы все хорошо знаем нашу – кавказскую – ментальность: как только авария произошла, к потерпевшей стороне устремляются ходоки просить прощения. Среди ходоков авторитетные люди – они давят всей своей мощью – красноречием, внушением, ссылками на вековые традиции, установками на почет и уважение джамаата. Потерпевшая сторона все-таки соглашается, хотя внутренне очень тяжело пойти на такой шаг: как говорится, джамаат – это сила. Лично мое мнение таково: джамаат не должен просить прощения у потерпевшей стороны, а наоборот, он должен содействовать наказанию преступника по заслугам. Пока будем прощать убийц на дорогах, количество ДТП будет расти.

Статьи из «Политика»

Вода пострадавшим от наводнения

1
Дагестан отправил более 60 тонн гуманитарной помощи (5 фур)...

Без России мира нет

19
Июнь нынешнего года обещает быть самым жарким не только в смысле температурных режимов. Летом представители ряда государств обсудят конфликт России и Украины....

Адепты НАТО

9
И снился им сон. Про медведя косолапого. Про козни и неприятности, которые устраивали этому очень терпеливому, обходительному, доброму и, несмотря на свои размеры,...

Связанные одной нитью

533
Лето 2009 года выдалось жарким. В ателье, в котором трудилась Майсарат, работа кипела: кому-то...

Совещaние по актуальным вопросам

13
Как уже сообщалось, Сергей Меликов провел совещание по...

Симона, королева борзоты

14
На фоне обстрела ВСУ жилого района г. Токмака Запорожской области, кратного увеличения числа погибших и пострадавших от рук свинонацистов, посол Израиля в России...

120
Максимально насыщенным по­лучился двухдневный визит в Дагестан представителей 9...

Фельдшер с передовой

281
После начала специальной военной операции на Украине в зоне боевых действий возникла острая...

В гостях как дома

6
Заботой и вниманием окружат прибывших ранее в Дагестан белгородских детей в центре...

Семья – главная сила

393
«Ох, рыш (девочка в переводе с рутульского. – Авт.), что тебе рассказать? Простая я женщина....

Опыт, помноженный на профессионализм

35
Республику Северная Осетия-Алания Александр...

Ликбез для человечества

9
Не иначе как ликбезом для человечества можно назвать интервью Президента РФ Владимира Путина Генеральному директору Российской медиагруппы, автору и ведущему...