Сетевое издание «Дагестанская правда»

07:00 | 24 ноября, Вт

Махачкала

Weather Icon

Главное – политическая конкуренция

A- A+

Сегодня, 30 ноября, Президент РФ в третий раз выступит с ежегодным Посланием Федеральному Собранию. В эти дни политологи, эксперты задаются вопросом - что глава государства скажет политической элите?

По опубликованным накануне источникам, главные акценты в Послании делаются на социальную составляющую и модернизацию экономической и политической системы. Много говорится о необходимости усиления роли партии. «Предлагается подумать о более широком применении пропорциональной системы, то есть выборах по партийным спискам на муниципальных выборах».

А на минувшей неделе Дмитрий Медведев высказал свое мнение о политсистеме в стране на сегодняшний день и в перспективе. «Политический строй в России должен становиться более открытым, гибким и динамичным», — отметил глава государства.

Руководитель страны подверг резкой критике ситуацию с развитием демократических процессов, выразил недовольство партийным строительством и озвучил свои выводы: «С определенного периода в нашей политической жизни стали появляться симптомы застоя, возникла угроза превращения стабильности в фактор стагнации. А такой застой одинаково губителен и для правящей партии, и для оппозиционных сил. Если у оппозиции нет ни малейшего шанса выиграть в честной борьбе, – она деградирует и становится маргинальной. Но если у правящей партии нет шансов нигде и никогда проиграть, она просто «бронзовеет» и в конечном счете тоже деградирует, как любой живой организм, который остается без движения».

Идеалом политической системы Президент страны считает такую ситуацию, при которой слышен голос меньшинства и даже одного человека. Однако реформа власти не должна приводить к хаосу, считает Президент

Главная идея главы государства заключается в том, что политическая система должна иметь реальную конкуренцию, с тем чтобы пользоваться настоящим доверием избирателей. По словам Дмитрия Медведева, необходимо повысить качество народного представительства. Правящей партии следует быть не «приложением к исполнительной власти» и выступать в роли статиста, а быть реальным конкретным участником формирования этой самой власти.

Идеалом политической системы Президент страны считает такую ситуацию, при которой слышен голос меньшинства и даже одного человека. Однако реформа власти не должна приводить к хаосу, «они должны укреплять демократию, а не разрушать ее», — считает Президент.

На это выступление главы государства оперативно отреагировали представители всех парламентских и других политических партий. Представители «Единой России», в том числе и Дагестанского регионального отделения, полностью согласились с критикой Президента РФ. Руководитель ЦИК «Единой России» А. Воробьев признал отсутствие конкуренции угрозой обществу. При этом он справедливо заметил: чем выше качество критики, тем выше эффективность принимаемых властью решений, и надеется, что оппозиция правильно воспримет этот сигнал.

Лидеры других политических партий, в частности КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР, увидели в видеообращении главы государства сигнал к грядущим демократическим изменениям в стране.
Полагают, что количество голосов, полученных той или иной партией, не может служить критерием оценки демократичности выборов.

Политолог Абдул-Насир Дибиров уверен, что Президент РФ, имея объективную информацию о ходе выборов в регионах, пытается сделать голосование более объективным и прозрачным. А значит – идти дальше по пути демократических реформ, устраняя серьезные недостатки и упущения.

Есть, конечно же, и совершенно противоположные мнения. Вот одно из них. «Мы избавились от бардака 90-х и на выходе получили новую однопартийную систему. Теперь нам надо вновь двигаться в сторону многопартийности, но многопартийности управляемой», – именно так один из чиновников Администрации Президента сформулировал свое понимание стратегической линии власти.

А как у нас в Дагестане? В своем первом Послании Народному Собранию Президент РД М.Магомедов подчеркнул: «Современное положение в республике в целом можно назвать сложным, проблемным и даже кризисным. Сегодня с сожалением следует констатировать, что органам власти так и не удалось решить самые острые проблемы и преодолеть негативные тенденции. Динамика экономических показателей не обеспечила адекватного качества развития. Мы не создали собственных источников роста. Дагестан не стал регионом, безопасным для жизни и благоприятным для бизнеса. Общество устало от ожидания перемен. Люди теряют доверие к власти…»

Движение политической системы вперед, развитие нашей республики, как отмечают эксперты, зависят не только от успехов в экономике.

«Любая власть стремится отождествлять свои интересы с интересами государства. Это позволяет ей преподносить отстаивание собственных амбиций как реализацию и защиту интересов общественных и государственных. Между тем эти интересы весьма различны, часто разнонаправлены, а порой и диаметрально противоположны, — заявил на круглом столе в Московском институте стратегических оценок и анализа доктор философских наук Сергей Королев.

Звучит как предельно точный диагноз. Не правда ли? Тогда, естественно, вопрос: если все обстоит таким образом, то зачем руководству страны и Президенту РФ риторика о развитии, о политической конкуренции и внутреннем реформировании «Единой России»? По утверждению известных политологов, ответ прозвучал на том же круглом столе из уст другого философа Павла Гуревича: «Власть поняла, что для удержания режима надо создать видимость полемики, критики, оппозиционности. Все заняты своим делом – власть властвует, политологи вяло обсуждают текущие реалии, эксперты мучаются в теоретических спорах. Но, похоже, в этом диалоге никто никого не слушает».

Власть существует не для самой себя, а для эффективного управления страной в интересах граждан. Именно к такой модели стремится Россия, по утверждению многих экспертов-политологов. Модели, основанной на общественном договоре между властью и обществом, который создает взаимные обязанности сторон и порождает полноценную ответственность власти перед своим народом.

По мнению экспертов, в строительстве такой власти, ответственной перед людьми, ведущую роль должен сыграть контроль. И этим контролем занимаются неправительственные общественные организации. Содействие некоммерческим организациям – несомненный приоритет демократического государства. Процветающее государство сегодня может существовать только в свободном информационном потоке, неотъемлемая часть которого — влиятельные и независимые СМИ: и федеральные, и региональные, и печатные, и электронные.

В условиях приближающихся выборов все большую актуальность приобретает вопрос о выявлении позиций и возможностей средств массовой информации, продолжающих играть достаточно существенную роль в определении населением страны своих политических симпатий и антипатий. Неслучайно многие участники предвыборного марафона уповают на СМИ как на эффективное средство, гарантирующее победу. Однако недавние выборы органов местного самоуправления (с 10 октября 2010 года) показали, что СМИ помогли далеко не всем. Как оказалось, многие политики и их окружение весьма поверхностно представляют себе реальную ситуацию в республиканском информационном пространстве.

Что касается проблемы взаимоотношения власти со СМИ, то она имеет два серьезных аспекта. Первый связан с естественным правом власти определять общие для всех СМИ «правила игры», то есть законодательно оформлять деятельность СМИ и требовать соблюдения этого законодательства. Эти «правила игры» на сегодняшний день весьма несовершенны. Второй аспект существует постольку, поскольку после принятия Закона РФ «О СМИ» властные структуры разного уровня повсеместно стали учредителями печатных и электронных СМИ. Причем в последние 10-15 лет представители власти, особенно на уровне региональных администраций и органов местного самоуправления, стали все более жестко проводить политику подчинения газет, журналов, телевидения и радио своей воле. Таким образом, как отмечают эксперты, СМИ, с одной стороны, попали под жесточайший экономический пресс рыночных отношений, а с другой – продолжают испытывать давление властных структур, пытающихся управлять ими старыми методами.

Чрезвычайная политизация СМИ привела к тому, что многие газеты и журналы, электронные СМИ перестали выполнять не только свое информационное назначение, но и присущие им научно-познавательные, просветительские, культурные и другие функции.

Заметим: некоммерческих или, как мы привыкли называть, общественных организаций в Дагестане зарегистрировано 2200, из них реально работающих всего 125-130.

Заметно активизировала в последнее время свою работу Общественная палата Республики Дагестан. Десятки круглых столов, конференции, слушания, другие мероприятия по самым разным вопросам жизни дагестанского общества проведены только с начала этого года. Как говорится, количество есть. А как обстоят дела с эффективностью проводимых мероприятий? Насколько власть прислушивается к рекомендациям общественников? Этот вопрос пока остается без ответа…

И это тревожит. Гражданское общество в Дагестане рождается в острых противоречиях, и строительство его идет сложно.

В этом важном вопросе у нас в Дагестане не все в порядке. Да что говорить: многие чиновники не выходят в народ, не общаются с рядовыми людьми. Руководители государственных и муниципальных структур оградились от рядовых дагестанцев высокими заборами и внушительной охраной. О каком диалоге может идти речь в такой ситуации? И как можно вернуть доверие людей к власти? Об этом говорили на прошлой неделе и на пресс-конференции члены Оргкомитета по подготовке и проведению третьего Съезда народов Дагестана.

Словом, есть над чем серьезно подумать, поразмышлять… А самое главное – принять конкретные меры. «Наша демократия несовершенна, мы это прекрасно понимаем. Но мы в начале пути. И самое главное – мы не стоим на месте. Мы идем вперед», — сказал в своем видеообращении Президент РФ.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Политика»