Не может режиссер, писатель, поэт, журналист быть вне политики, как утверждает Тулпаров. Каждое слово, сказанное со сцены, экрана, написанное в книге, газете, несет в себе идеологию той страны, в которой ты живешь. И если художник хочет встать в оппозицию к существующим нормам морали своего народа, то такому художнику не место в искусстве, такой художник дестабилизирует общество, перечеркивает его моральные и этические ценности. Вы разочаровали меня, уважаемый коллега Тулпаров, мало того, вы подвели свой коллектив, министра культуры, общественность и осквернили память погибших от рук террористов.
В недавнем прошлом за формированием репертуарного плана в театре строго следили ответственные работники в министерстве культуры. Непонятно, как и почему попала эта пьеса в репертуар театра, минуя министерское око. Уверен, министр культуры, лично принимавшая активное участие в судьбе беженцев в 1999 году, как гражданин и патриот, осуждающий терроризм в любой форме, не ведала о содержании пьесы, она доверилась своим сотрудникам, курирующим театральную политику, и профессионализму режиссера, а они ее подвели.
Слово, сказанное со сцены, как бомба, может разорвать сплоченность и единство народа. И в то же время, словно целебный бальзам, может лечить израненную душу. Поэтому подбор репертуара — это большая ответственность перед зрителем. И если раньше эту ответственность брало на себя министерство культуры и коллектив театра, то сегодня это право отдано на откуп главному режиссеру в связи с отсутствием цензуры.
В этой связи вспоминается случай, произошедший в 70-е годы прошлого века. На сцене Аварского театра шла премьера спектакля «Ахульго» по пьесе Булача Гаджиева, на которой присутствовал тогдашний руководитель республики Абдурахман Даниялов. Во время спектакля один из зрителей стал выкрикивать антинародные выражения, противоречащие нашей идеологии и морали. На следующий день спектакль был закрыт. В большинстве своем народ поддержал Даниялова в его решении. И сегодня многие зрители, посмотревшие спектакль, в том числе и я лично, поддерживают оценку, данную Президентом Дагестана спектаклю, и согласятся с мнением, что спектакль нужно закрыть, а режиссеру, у которого отсутствует чувство патриотизма, сделать для себя и коллектива выводы.
Свобода творчества не есть вседозволенность, и театр — не собственность одного режиссера. Спектакль — это коллективный труд, и каждый участник несет моральную ответственность за произнесенное со сцены слово. И если уж мы отменили цензуру, то она должна быть в душе, в сердце каждого из нас. Ведь мы, люди творчества, призваны не сеять смуту в народе, а способствовать его сплоченности. Особенно в наше время.
Русский Драмтеатр для нас, дагестанцев, — общенациональный театр. Мы черпаем из этого кладезя мысли и думы наших классиков. Народ соскучился по хорошим спектаклям, по чистому языку, по благородным героям и их поступкам. Приближается дата 130-летия со дня рождения Максима Горького. Почему же коллектив не обратился к классике, а перенес на свою священную сцену жестокость и насилие? Я считаю, что в государственный театр необходимо ввести цензуру, хотя бы в подборе репертуарного плана. Иначе каждый режиссер, возомнив себя гением, будет ставить все, что захочет.
И в заключение хочу напомнить всем творческим работникам, что человек, который несет в себе высокое искусство, не может быть вне политики. Мы несем в народ высокую нравственность, патриотизм, культуру, а это и есть политика нашего народа и правительства.
14:57 10.04.2008
Искусство не может быть вне политики
В следующем году мы будем отмечать десятую годовщину вероломного нападения на Дагестан экстремистов и бандитов всех мастей. В этой несправедливой войне погибло 378 человек, их смерть принесла неисчислимые страдания тысячам родных и близких. Но память о них будет жить вечно в дагестанском народе. За последние 15-20 лет мы почти ежедневно слышим, как то тут, то там взрывают дома, поезда, захватывают людные места, киллеры убивают ни в чем не повинных людей. Нет предела людскому горю и возмущению. И в это напряженное время наш земляк, коллега ставит спектакль, противоречащий всем понятиям о патриотизме и гуманности в отношении погибших, да еще по пьесе автора, враждебно настроенного к нашей идеологии.
Статьи из «Политика»
Законы, вступающие в силу в ноябре
15Начало каждого месяца знаменует собой вступление в силу ранее принятых законов. Что нового ожидает россиян в этом месяце? Об...
Орденоносец
30Сумбатлинцы всегда очень трепетно относятся к сохранению славы своих земляков: и к...
Доходы бюджета возросли
10Это уже традиция – начинать сессию с выступлений представителей партийных фракций. Не стала...
Суверенитет на части не делится
10Всё-таки умеет Президент России посылать сигналы. Вкладывать в короткие реплики непомерный объём информации. И мир научился...
Берегись, Мона Лиза!
9Месье Макрон, мы тут, в Дагестане, в некотором замешательстве – кем себя считать: европейцами или азиатами? Учёные мужи не могут определиться с границей между Азией...
Гвардии матрос Омаров
42Особенный парень, он изначально был уверен, что СВО – это школа для настоящего мужчины. И,...
Десять историй мужества
371Я знала, что это будет больно. Знала, что не смогу сдержать слез. Хотелось по-детски закрыть...
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня



