23:00 | 18 декабря, Вт

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Истоки патриотизма – в семье

A- A+

Патриотическое воспитание - дело исключительно тонкое. Прежде всего потому, что оно является ключевым условием эффективности всех без исключения аспектов человеческого воспитания. Нельзя, видимо, говорить о нравственном совершенстве человека, его трудовых свершениях, интеллектуальном, физическом, эстетическом развитии, если во всем этом отсутствует патриотический порыв, направленный на благо общества, на благо Родины.

Как известно, из малого складывается большое, а из большого – великое. Так оно и в патриотическом воспитании человека. Трудно представить патриота, в ком отсутствует любовь к родной матери, родному языку, своей семье, своему селу, городу, родной природе. В патриотическом воспитании нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, исключить его. 
Патриотическое воспитание невозможно без исторического подхода, без учета местных условий, национальной психологии, культуры, героико-патриотических традиций и обычаев старших поколений. 
У народов Дагестана патриотические традиции всегда были в почете. Они с раннего детства формируют в человеке чувства привязанности к семье, роду, родной местности, родному языку, вырабатывают знания, умения и навыки защищать все сокровенное от внешних посягательств.
Наша история сложилась так, что традиции патриотизма пронизывают каждую область жизни и деятельности человека. Где бы ни находился дагестанец — на работе, дома, на годекане, в иных жизненных ситуациях, — везде по нравственным канонам наших народов он должен исходить прежде всего из понятий семейной (фамильной) чести, чести своего рода, своего аула, своего народа, своей родины. Это основа патриотического воспитания. Человек рождается в семье, выходит в люди из семьи и возвращается в семью. Независимо от половозрастных особенностей, социального положения, в дагестанской семье человек вовлекался в многочисленные формы проявления истинного патриотизма. Семейные уроки патриотического воспитания у народов Дагестана заключались в том, чтобы с ранних лет последовательно и доступно показывать и объяснять детям материальные и духовно-нравственные ценности, которые до их появления на свет выработаны и постигнуты семьей и родом. 
Особое внимание придавали дагестанцы воспитанию у детей чувства  взаимоподдержки и семейной преданности. Поэтому с ранних лет их в семье учили, как опекать братьев и сестер на улице, поддерживать, защищать их от несправедливых нападок. 
Патриотические побуждения мальчиков стимулировали тем, что отцы на время своего отсутствия оставляли их за мужчин, давали им особые наставления по содержанию и защите семьи. Слова: «Теперь ты в доме старший, помогай матери, не давай семью в обиду» — настраивали детей в патриотическом духе, повышали их ответственность. Имелись и эпизодические приемы патриотического воспитания. Только из этих побуждений заботливые родители, например, стыдили своих детей за менее результативный, чем у ровесника, труд, за невысокие физические умения, умственные способности, эстетическое восприятие и другое.  Выражения типа: «Как же ты мог трудиться хуже ровесника, ведь и он ест хлеб и соль, как и ты?» — служили в устах родителей напоминанием о необходимости усердия и старательности.
Любовь к родителям укрепляли тем, что в семье во всеуслышание выражали удовлетворение образцовым поведением сельских юношей и девушек. Старшие одобряли поведение тех, кто постоянно оказывает своим родителям помощь в домашних и сельскохозяйственных работах. Старшие с удовлетворением отзывались о тех, кто, несмотря ни на какие трудности, почитает, заботится о нуждах и чаяниях своих стариков, кто исполнительностью и примерным поведением в обществе получает от джамаата слова благодарности в адрес родителей.
Опыт воспитания детей в семье показывает, что для дагестанских семей характерны такие социально-патриотические установки, традиционно закрепившиеся в сознании и поведении человека: моральная и материальная поддержка престарелых родителей, бескорыстная материальная помощь и моральная поддержка вновь создаваемой молодой семьи брата или сестры (в строительстве дома, обзаведении домашними животными, хозяйственной утварью и т.д.), создание многодетной семьи, обучение и воспитание детей традиционным ремеслам и народным «наукам».
Патриотическим долгом семьи у всех народов признано изначальное обучение детей родному языку, традиционно поощряемым требованиям к бытовому и сельскохозяйственному труду, особенностям проявления национальной культуры (манеры поведения в обществе, исполнения танца, пения, общения), правилам народной и общечеловеческой этики и морали. Дети, с ранних лет постигшие знания, умения и навыки образцового поведения в социуме, приносили семье слова благодарности, и, наоборот, несовершенство каких-нибудь качеств ребенка вызывало у джамаата упрек прежде всего в адрес родителей и семьи. «Своего не знающий чужого не поймет», «Родного не почитающий, двоюродного не сочтет»,- говорят дагестанские аксакалы.
Большое место в становлении детей как патриотов Родины занимают родовые традиции. В аулах трудно найти семью, не относящуюся к какому-либо роду. Каждый род состоит, как правило, из многочисленных семей. Более того, если многодетность испокон веку являлась в горах одним из показателей величия семьи, то многосемейность в свою очередь говорила о величии и благородстве рода.
Если внимательно изучить порядок расположения домов и кварталов в старинных аулах Дагестана, то и сегодня нетрудно заметить, как в одном квартале сконцентрированы семьи одного рода, в другом – второго и т.д. Родовое сплочение обеспечивало прочную опору для семьи и членов рода. Дагестанцы издавна стремились к тому, чтобы создать не только многодетные семьи, но и сохранить многосемейные роды. Практика показывает, например, как во всеуслышание гордятся горцы величием своего рода, впечатляющими общественно значимыми деяниями его членов, к месту напоминают о добрых традициях рода. С целью укрепления рода, достойной защиты его интересов в горах нередко малые роды добровольно присоединялись к большим родам, иначе говоря, происходило своеобразное братание родов, в результате чего в народе складывались новые прочные связи. 
Патриотическими традициями рода стали концентрация жилищ родственных  семей на одной улице, проявление  постоянной заботы о морально-этическом становлении всех без исключения членов рода. По нравственным нормам народа не только семья, но и весь род должен быть в ответе за недостойное поведение его члена в общественных местах, труде, бою, на охоте. И, наоборот, все успехи, общественно значимые достижения человека относились и к его семье, ко всему роду и даже джамату аула в целом.
Благородные поступки членов рода обогащали нравственный кладезь народа, создавали роду общественную похвалу, уважение, а недостойные пятнали честь рода, оставляли о нем нелестное мнение в джамаате. «Не позорь свой род!», «Ты как будто не из этого рода!» и т.д. – звучало как мудрые назидания дагестанских старцев. По этическим нормам не кто-нибудь со стороны, а именно старшие члены рода обязаны прежде всего реагировать на негативные поступки детей и молодежи, находить приемы и методы их воспитания и перевоспитания. Поэтому именно по этическим соображениям если в семье не было мужчины, то мужчины рода замещали его. По традиции каждый взрослый мужчина рода обязан был проявлять полную заботу не только о своих детях, но и о детях из родовых семей, оставшихся без кормильца. Бесспорной была необходимость одеть, обуть, поднять на ноги, дать профессию и направлять в жизнь детей, у которых не было отца. 
Патриотическим долгом считалось знание человеком добрых традиций своего рода, его истории, героических свершений отцов, дедов и прадедов, их выдающиеся достижения в труде, спорте, науке, борьбе за свободу и независимость Родины и т.д. Детей с ранних лет учили тому, чтобы они хорошо знали своих родственников, систематически посещали их, оказывали необходимую помощь, прислушивались к их голосу, учились у них трудиться во славу семьи, рода и народа.
Патриотические традиции рода предписывали, чтобы родственники не только оперативно отзывались на нужды и чаяния конкретной семьи, но и активно участвовали в проводимых ими мероприятиях. Каждое родовое мероприятие предполагало выполнение конкретных функций и обязанностей каждым членом рода. Например, традиционная дагестанская свадьба. Честь рода обязывала, чтобы свадьбой непременно руководил самый уважаемый аксакал рода или более мудрый и уважаемый мужчины рода по указанию того же аксакала. Именно по этическим и духовно-нравственным соображениям вестниками свадьбы назначались самые воспитанные, более всего выражающие физические, трудовые, эстетические качества человека молодые люди (парни и девушки). Честь рода предусматривала, чтобы гостей на свадьбе обслуживали молодые родственники, чтобы свадьба проходила для всех радостно и организованно, чтобы не кто-либо, а родственники (и стар, и млад) самыми первыми поздравляли молодоженов и последними покидали дом свадьбы.   
По большому счету, когда речь идет о необходимости проявления истинного патриотизма взрослыми, о воспитании достойных преемников и продолжателей патриотических традиций ради процветания Родины, ничто из героического прошлого дагестанских народов не может оставаться вне поля зрения педагогов, воспитателей и родителей. 
Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Политика»