К вопросу о единстве народов Дагестана
В этом году исполняется 280 лет со времени сражения дагестанцев с войском Надир-шаха. Это произошло в сентябре 1741 года. Эту дату было решено отмечать как республиканский праздник – День единства народов Дагестана.
Республика Дагестан – один из уникальных регионов не только России, но и всего мира с точки зрения этнокультурного многообразия и проживающего здесь населения. На протяжении тысячелетий здесь формировались и развивались в непрерывном историко-культурном взаимодействии десятки народов, судьба которых в последние столетия связана с Российским государством.
Расул Гамзатов пишет в своей книге «Мой Дагестан»: «на одной из пресс-конференций иностранный журналист спросил народного поэта Абуталиба Гафурова: у дагестанцев обычаи разные, языки разные, что же в таком случае вас сближает, роднит?
Абуталиб ответил: Дагестан. Журналист сказал: слово Дагестан в переводе означает «Страна гор». Значит Дагестан – это просто название местности? Абуталиб сказал: не местности, а Родины. Это слово едино и для тех, кто живет высоко в горах, и для тех кто живет в долинах. Дагестан не просто географическое понятие. У него … есть общая история, общая судьба, общие горести и радости» .
И действительно, исторические судьбы дагестанских народов на протяжении веков были неразрывными и развивались по одним и тем же законам, в которых было больше общего, чем особенного.
Еще в древнейший период истории на территории Дагестана протекали общие хозяйственно-экономические, культурно-этнические и социальные процессы, т.е. у Дагестана древняя единая историческая основа.
Начиная с раннего средневековья соседние народы воспринимали Дагестан как единую страну. Впервые название Дагестан появилось в труде «Тарих Дагестан» Мухамада Рафи (XIV в.). В нем о жителях всего Дагестана говорится как о единой стране и едином народе.
После окончания Кавказской войны была образована Дагестанская область в составе Российской империи. В 80-е годы XIX в. в период контрреформ Министерство финансов в целях экономии денег предложило разделить Дагестанскую область на две части: Северный Дагестан предполагалось присоединить к Терской области, а Южный Дагестан к Бакинской губернии.
В Государственном совете в Петербурге по этому вопросу была большая дискуссия. Возобладала точка зрения, сторонники которой считали, что Дагестан делить было нельзя, поскольку он представлял единое в географическом, экономическом и культурном отношении.
Наиболее дальновидные из высших чиновников империи понимали, что несмотря на некоторые расхождения в социально-экономическом и культурном развитии отдельных частей (горы – равнина, юг – север), на сильную географическую пересеченность края, мешающую тесному общению народов, на многоязычность, Дагестан жил единой социально-экономической и историко-культурной жизнью, подчиняясь одинаковым нормам жизни, быта, поведения. Так, целостность Дагестана в 80-е годы XIX в. была сохранена .
В основе единства народов Дагестана лежат разные факторы. Одним из основных – является экономический фактор. Разнообразие физических условий предопределило различие в хозяйстве разных зон Дагестана: на равнине – это зерновое хозяйство, садоводство, крупный рогатый скот, в горных и предгорных районах – земледелие, мелкий и крупный рогатый скот, в высокогорных районах – мелкий рогатый скот.
Развиваются различные виды ремесел. Возникли отдельные населенные пункты, полностью ориентированные на производство определенного вида продукции. Это кубачинские ювелирные изделия, табасаранские ковры, балхарская керамика, унцукульские изделия из инкрустированного дерева, даргинские сукна, андийские бурки и т.д. и чем больше различий было в хозяйственно-культурной деятельности населения разных районов Дагестана, тем больше было предпосылок для взаимных хозяйственных, торговых, культурных, а затем и политических контактов.
Единство народов Дагестана диктовалось экономической необходимостью. В одних частях края производили зерно, в других – продукцию животноводства и внутри Дагестана постоянно происходил обмен продуктами потребления. Во внутридагестанском обмене участвовали и ремесленные изделия. По традиции, за глиняный сосуд гончар получал столько зерна, сколько этот сосуд вмещает, подобные же «эквиваленты» (зерном, скотом и т.п.) полагались и за любое другое ремесленное изделие. Для того, чтобы обмен товарами шел постоянно в разных частях Дагестана в XIX в. существовал непрерывный график работы базаров. Если в одном селении базарным днем был понедельник, то в соседнем – вторник, следующем – среда и т.д. Такая система существовала во всем Дагестане. Таким образом, торговать, обменять товар можно было в любой день недели.
Дагестан представлял собой единый хозяйственный организм.
В Дагестане исторически сложилась такая форма экономической взаимопомощи разных сельских джамаатов как совместное пользование общими пастбищами, в праве малоземельного джамаата на выпас своего скота на пашнях соседей в сезон от снятия урожая и до весеннего сева.
Особенно важны были единые действия в области экономики в тяжелые периоды истории. Профессор Р.М. Магомедов приводит характерный пример. В годы Кавказской войны царское командование начало экономическую блокаду горного Дагестана, понимая, что отрезанные от равнины, лишенные возможности перегонять скот на кутаны, горцы долго не продержатся. Но в дело вмешались джамааты Акуша-Дарго: даргинцы принимали отары из имамата, смешивали их со своими, гнали на кутаны к побережью, а к весне их возвращали аварским владельцам. Та повторялось из года в год – блокада не достигала цели. Царские власти прекрасно видели и понимали происходящее, это ясно из их документов и писем, но ничего не могли поделать. По соглашению, заключенному еще в декабре 1819 года между генералом А.П. Ермоловым и Акуша-Дарго, русские обязывались не вводить войска на территорию Акуша-Даргинских обществ, а те – не оказывать военной помощи повстанцам. Формально даргинцы не нарушали договор, и предпринять какие-либо действия против них означало бы разорвать договор и толкнуть их в объятия Шамиля. А поэтому военные власти, скрежеща зубами, наблюдали за ежегодным срывом блокады из-за традиционной горской солидарности .
Единение народов Дагестана особенно ярко проявлялось в борьбе с иноземными завоевателями. Оборонный фактор служил мощным стимулом объединения горцев. Выгодное геополитическое положение Дагестана, расположенного на международном торговом пути всегда привлекало внимание других государств, стремившихся его захватить.
Уже в начале нашей эры народами Дагестана, находившимся в составе государства Кавказская Албания пришлось вести тяжелые войны с римлянами. Легионы полководцев Помпея и Красса вторгались на Кавказ и албанцы вместе с армянами и иберами (грузинами) оказывали им ожесточенное сопротивление. В последующие периоды истории народам Дагестана приходилось бороться с войсками иранцев из династии Сасанидов, арабами, сельджуками, сефевидами, турками .
Упорное сопротивление дагестанцы оказали татаро-монгольским завоевателям. Жители селения Рича почти месяц сопротивлялись монголам.
В случае военного нападения на Дагестан поднимались все, способные носить оружие, образуя джамаатское ополчение. Хорошее знание местности, упорство в защите своего дома – надолго задерживало агрессора перед каждым большим селом. Понеся большие потери и завоевав одно село, враг сталкивался с не менее упорным сопротивлением в следующем селении. Горцы втягивали врага в долгую и изнурительную борьбу.
Для организации наступательных действий против завоевателей вольные общества заключали военные соглашения и действовали сообща. В создаваемые добровольческие отряды каждые 10 дворов выставляли одного всадника, вскладчину снабжая его всем необходимым для похода – от коня до боеприпаса и продовольствия.
Ядром такого отряда обычно была конная дружина одного из дагестанских владетелей: вокруг него объединялись джамаатские отряды.
В Дагестане также существовала традиция, когда военный союз для борьбы с завоевателем заключали несколько феодальных владетелей.
Ярким примером объединения дагестанцев в борьбе с врагом является их сопротивление войску Тимура. Весной 1395 г. со своим огромным войском, завоевав земли от Индии до Сирии, он вошел в Дагестан. Тимур целый месяц безуспешно пытался взять укрепленное поселение в Усиша. На помощь усишинцам из Аварии и Кумуха двинулся трехтысячный добровольческий отряд лакцев, аварцев и кумыков во главе с шамхалом. Тимур был очень удивлен тем, что кумухцы и хунзахцы, довольно давно принявшие ислам и ведшие газийские войны с иноверцами пришли на помощь усишинцам, которые к этому времени были христианами. И в момент агрессии против Дагестана все они, позабыв расхождения, сплотили свои военные силы – это и удивило Тимура.
В истории Дагестана подобная ситуация повторялась много раз. Дагестанцы объединялись для защиты Родины от турок, иранцев. Смертельная опасность порабощения Ираном нависла над народами Дагестана в XVIII в. в связи с завоевательными походами Надир-шаха.
Шах решил в лице Дагестана создать постоянно действующий плацдарм для борьбы с Россией и Османской империей. Создание кавказского плацдарма обеспечивало верховенство Ирана в этом регионе. Военно-стратегическое положение Дагестана как опорной базы на побережье Каспия должно было способствовать решению этой задачи. С 1734 г. в течении 11 лет Надир-шах совершал походы в Дагестан с целью его завоевания. Народы Дагестана должны были или покориться грозной силе Ирана, либо сплотившись воедино, принять вызов завоевателей и встать на защиту своей родины, свободы и независимости. Дагестанцы выбрали путь борьбы с врагом. Сплотившись они единым фронтом выступали против иранцев. Во время одного из сражений в Дагестане был убит брат Надир-шаха Ибрагим-хан. Отборные иранские войска были разгромлены, их остатки пустились в паническое бегство. Крупное сражение между войском Надир-шаха и дагестанцами произошло в сентябре 1741 г. 12 сентября 1741 г. Надир-шах с 52-тысячным войском двинулся из Кази-Кумуха в сторону Андалала.
Объединенные отряды горцев дали решительный отпор иранским войскам. Ожесточенная битва длилась 5 дней. Горцы сражались бесстрашно и сумели одержать верх над непобедимой армией Надир-шаха, который едва избежал горского плена и бежал.
В последующие годы он еще несколько раз предпринимал попытки покорить дагестанцев, но они были безуспешными. Народы Дагестана наносили удары по местам дислокации иранских войск и вынудили Надир-шаха к бесславному отступлению во главе разбитой, развалившейся и голодной армии. Иранская пословица XVII в. гласила: «Если шах глуп, он пойдет войной на Дагестан и был наказан.
Исторический опыт предков еще не один раз пригодился дагестанцам.
В грозные годы Великой Отечественной войны дагестанцы вместе с другими народами страны встали на защиту своей общей Родины – Советского Союза и победили фашизм.
Единство народов Дагестана еще раз прошло испытание на прочность в событиях августа 1999 г., когда с территории Чечни в Дагестан вторглись вооруженные бандформирования. Их целью было отторжение Дагестана от России. Вся республика, весь многонациональный Дагестан поднялся на защиту родного края. Во всех районах создавались отряды самообороны и ополчения. Дагестанцы, как когда-то их предки, объединились, чтобы изгнать непрошенных гостей. Совместными усилиями федеральных войск, органов внутренних дел республики и ополченцев враг был изгнан из республики.
События августа-сентября 1999 г. показали единство народов Дагестана перед лицом общего врага, наглядно продемонстрировали желание дагестанцев жить в составе России и защищать его при необходимости с оружием в руках.
Помимо оборонного фактора большое значение для единства народов Дагестана имела единая духовная культура джамаатская система на базе исконных, единых культурных ценностей.
Современные народы Дагестана наследники богатой культуры, уходящей корнями в глубокую древность. Широко известные элементы этой культуры говорят за себя: танец «лезгинка», золотое шитье, резьба по дереву и камню, ювелирное искусство и т.д. Но самая большая ценность – это духовное наследие дагестанских народов: фольклор, обычаи, традиции, совокупность моральных и этических норм.
В основу морально-этического кодекса дагестанцев легли общественные предписания, аккумулировавшие многовековой опыт предков и включающие в себя понятие «яхl» и «намус». Дагестанцам не надо объяснять, что означают эти понятия. Горцы воспитывали в своих детях трудолюбие, уважение к старшим, честность, чувство чести и собственного достоинства, готовность прийти на помощь ближнему – все эти качества входят в понятие «яхl», «намус» .
У всех народов Дагестана было распространено гостеприимство. Любому пришедшему, независимо от его этнической или конфессиональной принадлежности, в доме дагестанца были гарантированы хорошее содержание, угощение, защита имущества, чести и достоинства.
С обычаем гостеприимства тесно связано понятие куначества (побратимства) – личных дружески, иногда наследственных, связей между людьми разных сельских обществ (джамаатов), часто далеких друг от друга. Куначеские отношения незримыми нитями принизывали весь Дагестан, связывая его самые отдаленные уголки.
Высокая культура межнациональных отношений, сложившаяся в Дагестане, проявлялась в этнической толерантности и добрососедстве, сдержанности и выдержке. На протяжении веков она обеспечивала и до сих поддерживает мир и добрые взаимоотношения в многонациональном Дагестане.
Одним из факторов исторического единства Дагестана является присоединение в VIII-XV вв. к исламу, а точнее к исламской культурно-религиозной традиции. Единая религия ислам стала фактором сплочения, сменив собою прежние конфессиональные различия: христианство разных толков, иудаизма и язычество. Благодаря исламу Дагестан подключился к культуре мусульманского Востока, что имело важное значение для формирования дагестанского литературного единства.
Не менее существенное значение в формировании дагестанского литературного единства имело приобщение Дагестана к российской государственной общности, к «российской общественной мысли, культуре, литературе. Уже с середины XIX в. для дагестанской художественной культуры большое значение имело совокупное воздействие российской действительности, а через нее европейских литературных традиций .
Дагестан пример того, как языковое и этническое многообразие может служить условием и фактором устойчивого развития многонационального региона. Наши предки понимали, что только объединившись народы Дагестана могут пройти все испытания, все невзгоды и сохранить себя, сохранить Дагестан. И сегодня от нас зависит сохранится ли он дальше.