Кто бы спорил, что духовная сфера неразрывно связана с цивилизационным развитием человечества. Но вместе с тем центробежность войны миров, движущей силой которых является международная террористическая сетевая организация – матрица современных идеологических войн, подвергает сомнению этот устойчивый тезис. Чтобы не быть голословным, обратимся к опыту войн в Афганистане, Ливии, Ираке, Египте, где правопорядок в светских государствах насаждался радикальными течениями, превратившими их в фундаменталистские анклавы.
Сегодня переродившаяся в ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация) Аль-Каида, осовремененная Джибхад аль-нусра, – товар, на который есть спрос. Она активно вживается в мировое сообщество, с одной стороны, превратившись в явную угрозу для разобщения и культурного перерождения Европы, с другой, завуалировав террор под некий романтический образ борца за справедливость, за идею. Только какую? Но это уже неважно для той части молодежи, что оказалась в смертоносном аду, предала свой дом, семью, очаг предков. Так или иначе перед молодым поколением стала сложная дилемма выбора духовно-нравственных ориентиров, констатируют эксперты.
Так какую же роль на самом деле играют духовные институты в межнациональной, межэтнической сферах, насколько они вписываются в главные приоритеты развития государственности, формирования личности, способной в самостоятельном выборе определять свое место в жизни дагестанского общества?
Никто не станет оспаривать древнюю, как мир, истину, что в основе духовной культуры заложены моральные, нравственные ценности, которые ведут по жизни, дают силы, веру в будущее. Между тем религиозные нравственные заповеди в современном мире стали не более чем словесной риторикой. Человечество переживает времена, когда нравственность превращается в фарс, двойные стандарты становятся нормой жизни, а террор, преступность, наркомания превращаются в обыденность.
Массовая криминализация и нравственная деградация в обществе свидетельствуют о том, что перевернутое сознание является основой мировоззрения тех, кто манипулирует религиозными ценностями, подменяя традиционные постулаты осовремененным толкованием Корана. Это приводит к искажению духовности, порождая воинствующий ислам, перерастающий в борьбу миров, отчуждение молодого поколения от светских устоев, той здоровой среды, что дает возможность развиваться, выбирая свою дорогу в профессиональной деятельности, в жизни. Расхождения между тем, что декларируется, и тем, что происходит в реальности, приводят к подрыву деятельности самих религиозных институтов, к тому, что молодежь сегодня пополняет ряды запрещенной в нашей стране организации ИГИЛ в борьбе за мнимые ценности.
В свое время крушение идеологии, бездуховность, отсутствие идеалов ввергли российское общество в крайнюю степень отчаяния. А уход в религию стал своеобразным депрессивным мониторингом общественного сознания. Священнослужители оказались в рясе проповедников, взявших на себя роль вершителей судеб. Сама же власть, в растерянности спрятавшись за уклончивыми формулировками, подтолкнула людей к прямо противоположному от традиционного мировоззрению. Произошел своеобразный крен сознания. И светские духовные ценности стали подменяться религиозными, призывающими к смирению, покорности судьбе на фоне алчности, стяжательства новых хозяев жизни. Человеческие пороки, будь то преступность, коррупция, безнравственность, не только не пошли на спад, а расцвели еще более пышным цветом. Циничность стала нормой жизни. А противоправные действия воспринимались как обыденность.
Так с кем же сегодня предлагается строить новое общество? Где те реальные механизмы, способствующие модернизации не только страны, но и сознания? Вопрос этот приобретает особую остроту и требует от власти разобраться наконец в том, какое место в общественной жизни занимает религия. Кажется, она по-прежнему остается отделенной от государства. Но на поверку выясняется, что порой духовники пытаются подменять госинституты, командовать в муниципалитетах, рваться в политику.
Что же должно лежать в идеале непростых отношений власти и религии? Быть вместе, а не порознь, не навязывая, а размышляя о ценностях мировых верований, в основе которых лежат гуманизм, всепрощение, добро, терпение, желание услышать и быть услышанным. Как нам кажется, только такой диалог позволит выстраивать партнерские отношения между властью и религией.
Было бы несправедливо отрицать, что ДУМД остается в стороне от той яростной, непримиримой борьбы с экстремизмом, происходящей в нашем общем доме – Дагестане. И можно поименно назвать священнослужителей, отдавших жизнь за традиционные
ценности ислама. Хвала им за это. Но вместе с тем, используя религию как политический инструмент, пришлые дервиши провоцируют, нагнетая радикализацию общественного сознания молодого поколения, для которого природа духовности выливается в пропаганду чуждых нам религиозных убеждений, в основе которых лежат фундаменталистский ислам, экстремизм, террор. Они в унисон поют мантру арабоязычным богам, лик которых – будто из агрессивных в своей первобытной жестокости древних языческих верований.
Никто не станет отрицать, что ислам – миролюбивая, гибкая, мудрая, всепрощающая религия. Но, превратившись в политический инструмент борьбы, она трансформировалась в некую грозную силу, вызывающую страх и ужас у мира, казалось бы, давно избавившегося от плясок у костра, где жарят своих братьев идолопоклонники.
Глядя на игиловцев в черном камуфляже, внутренне содрогаешься от деяний некой бездушной субстанции, хладнокровно уничтожающей невинных людей только за то, что это – иноверцы. Заложники кровожадных политиков, главное для которых – сорвать политический куш в войне миров, пытаются превратить человечество в управляемую зомбированную массу, готовую бездумно огнем и мечом выжигать непокорные народы, ведя захватнические войны.
И то, что сегодня Северный Кавказ превратился чуть ли не в главного поставщика «живого мяса», – тревожный симптом. Троянский конь, наполненный изнутри смертоносным пламенем, готовый взорвать в нужный момент ситуацию изнутри, – не исторический образ, не мифологическая сказка, это реальность сегодняшнего дня.
Продолжая вести перманентную борьбу, ближневосточные и западные идеологи не дремлют, меняя тактику по обработке сознания. Отход от контртеррористической деятельности и переход в виртуальные войны сопровождаются размыванием сознания современников, не только насаждающих ближневосточную идеологию, но и моделируя как доминирующее неприятие к светскому образу жизни, навязывая конструируемый образ жизни, мышления, наперед предвидя и подготавливая почву для дробления южных российских рубежей и превращая Северный Кавказ в ближневосточный анклав, где должны разворачиваться события для новой экспансии России как государства, которое должно быть смыто гигантским цунами с карты мира.
Подобное образное сравнение не случайно пришло на ум. Ощущая тревогу на уровне подсознания, каждый из нас понимает, что сложный политический год готовит нашей стране много испытаний. И общими усилиями нам необходимо победить не только многоликого, сильного, умного противника, но и очеловечить размытый за последние десятилетия термин «патриотизм» живой, действенной работой с молодежью, создавая почву для ее роста, пропагандируя ценности большой страны России и края, где на протяжении веков сформировалась особая каста дагестанцев, для которых понятие Родины с молоком матери воспитывалось в каждом новом поколении на исторических событиях, традициях и обычаях предков, а не на ближневосточных миссиях, пытающихся навязать то, что нам чуждо, несовместимо с представлениями о ментальности, образе жизни, психологии россиянина, дагестанца.
Патриотизм – любовь к своей малой и большой Родине – должен стать национальной идеей дагестанцев. Это так же просто, как дышать, созерцая с любовью окружающий мир. Для этого необходимо помнить, что, сохраняя преемственность, мы должны выстоять, не утратить идентичность, культурный геном своей страны, своего народа.