Как реформировать МСУ?
В мае нынешнего года Президент РФ Владимир Путин поставил перед регионами задачу - принять законы об организации системы местного самоуправления. Времени на проработку новых правил работы муниципалитетов отведено немного – всего полгода.
Причем обязательным условием подготовки региональных законопроектов о реформировании органов местного самоуправления должно быть участие в этом процессе глав администраций, муниципальных депутатов и самих жителей.
Возможность перераспределять полномочия между субъектом и муниципалитетами появилась после внесения соответствующих поправок в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». По мнению законодателей, именно такая возможность позволит создать в каждом регионе эффективную систему самоуправления с учетом местной специфики.
Разработкой нового законопроекта в области реформирования местной власти занялись и дагестанские законодатели. Обсуждая этот вопрос, председатель Комитета НС РД по местному самоуправлению Багадур Абасов отметил, что перед парламентариями стоит ряд очень тонких и сложных вопросов, так как каждый город и район в республике уникален и требует особого подхода.
— Основная проблема местного самоуправления заключалась в дисбалансе между ресурсами и полномочиями. После множественных обсуждений федеральный закон изменил ситуацию. Согласно новому закону, муниципалитеты должны четко разграничить полномочия между субъектами и органами МСУ. Это поможет упорядочить работу и решить множество существовавших ранее проблем, – подчеркнул парламентарий.
Так как наибольший акцент в подготовке реформы делается на мнение представителей местной власти и населения, мы решили поинтересоваться, что думают о предстоящих новшествах непосредственные участники этого процесса.
Председатель общественного совета Махачкалы, заведующий кафедрой теории государства и права Даггосуниверситета Абулмуслим Муртазалиев: — Реформа органов МСУ длится уже достаточно долго, но на сегодняшний день весомых результатов в этой сфере нет. Местная власть пока не отвечает своим основным целям и задачам, возможно, новая волна реформирования наконец завершит этот процесс.
Главная цель реформы местной власти – сближение ее с народом. Власть на местах должна иметь возможность самостоятельно решать вопросы местного значения. Но для этого необходима соответствующая финансовая, налоговая база. До сегодняшнего дня основная проблема МСУ в том, что политическое желание дать самостоятельность муниципалитетам мы изъявили, законодательно все это закрепили, а средств на реализацию не дали. Отсюда и вопрос: каким образом органы местного самоуправления должны решать хотя бы наиболее острые вопросы на местах? Это привело к зависимости органов МСУ от государственных структур. Проще говоря, для выполнения своих полномочий местная власть вынуждена клянчить средства у республиканских и федеральных структур, а это нарушает самый главный принцип – самостоятельность.
Еще несколько лет назад Общественная палата РД проводила опросы о работе МСУ. По их результатам выяснялось, что местные руководители порой менее доступны для населения, чем республиканские. Задача реформаторов — сделать работу МСУ более прозрачной и честной. Органы МСУ должны выполнять свои функции, а не становиться наместниками органов госвласти. Для решения проблемы их финансового обеспечения необходимо возрождение экономики во всех сферах. Тогда появится нормальная налоговая база и муниципалитеты действительно получат самостоятельность.
— У власти в каждом районе и городе должен стоять хороший лидер, который сможет, несмотря на все сложности, наладить эффективную работу в своем муниципалитете. Нужно повышать общий уровень культуры и ответственности руководителей, а главное — не допускать к столь ответственной работе некомпетентных и ненадежных людей. В этом плане надежда — на развитие системы открытой власти. Все это будет вводить работу местных чиновников в те рамки, которые предполагаются законодательством.
Глава Ахтынского района Осман Абдулкеримов:
— Проблемы возникают с организациями, которые функционируют на территории района, но при этом не подчиняются его руководству. К примеру, у нас сейчас идет прокладка газовых труб в село, газовики работают совершенно независимо от нас. Они оказывают услуги по завышенным ценам, не согласовывая свои действия с главой и администрацией района. Причем услуги не всегда оказываются на должном уровне. А население, не имея представления о сути проблемы, высказывает недовольство работой местных органов самоуправления. Выходит, что кто-то получает сверхприбыль, а мы должны нести ответственность. В случае если бы мы контролировали этот процесс, подобных проблем не возникало бы. Такая же ситуация и в других сферах, где представители региональных и федеральных структур работают на местах без согласования с руководством района. Помимо этого есть, конечно, и ряд других проблем, которые, надеюсь, будут решены в ходе реформирования органов МСУ.
Реформа назрела еще несколько лет назад. Имеющаяся на сегодня организация работы муниципалитетов зарекомендовала себя не с лучшей стороны в силу своей недоработанности. Именно поэтому мы видим многочисленные расследования деятельности глав местного самоуправления и в то же время слышим о преградах для полноценного осуществления своих функций руководителями муниципалитетов. Это всё демонстрация того, что к вопросу реформирования МСУ нужно отнестись со всей серьезностью. Народное Собрание Республики Дагестан еще месяц назад приступило к обсуждению данного вопроса и сбору предложений по формированию законопроекта. Уже в сентябре будут очерчены основные положения реформы муниципальных органов власти, у населения республики есть еще возможность высказать свое мнение по данному вопросу.