Сетевое издание «Дагестанская правда»

14:00 | 31 октября, Сб

Махачкала

Weather Icon

Каспийский Саммит и вектор развития Дагестана

A- A+

МАХАЧКАЛА, 1 сентября – РИА «Дагестан». На сегодняшний день главной международной новостью является –подписание лидерами пяти Прикаспийских государств (президентами России, Казахстана, Ирана, Азербайджана и Туркмении) в казахстанском Актау Конвенции о правовом статусе Каспия.

Конвенция о правовом статусе Каспия, подписанная в Актау, закрепляет исключительную ответственность прикаспийских государств за судьбу моря, устанавливает правила его коллективного использования.

Работа шла практически 22 года, это было непросто. По оценке Президента России В. Путина — это «историческое» и «эпохальное» событие. Это не преувеличение. Самое важное по его словам данная Конвенция гарантирует не присутствие на Каспии нерегиональных государств. С аналогичными заявлениями выступили Президенты Ирана Х. Роухани и Казахстана Н. Назарбаев, что легло в основу главного документа Каспийского Саммита, подписанного главами Прикаспийских государств. Это значит, что судьба мирового Хартленда ((срединная земля по Х. Маккиндеру) который вывел теорию, «кто контролирует восточную Европу, тот командует Хартлендом, кто контролирует Хартленд, тот командует мировым островом (Евразия и Африка), кто контролирует мировой остров, тот командует миром)), будет в руках лидеров Прикаспийских государств с ведущей позицией России.

Попытки провести ту самую заветную золотую линию по Каспийскому морю без ущерба себе страны прикаспийского региона совершали четырежды и только пятый стал плодотворным. Вопрос правового статуса Каспия встал после распада Советского Союза, ведь появились Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, и море нужно было разграничивать уже между пятью странами. Специальная рабочая группа заседала 52 раза. В итоге найдено решение, которое отражает баланс интересов всех сторон. В многолетней истории определения статуса Каспия можно поставить точку. Теперь остаются второстепенные вопросы, но не менее важные. Такой как, например, создание межгосударственной Организации экономического сотрудничества на Каспии. Такие структуры созданы во всех мировых водоемах, кроме Каспия.

Прошедший, пятый каспийский Саммит завершился благоприятно для Дагестана. Главным и важным для нас стало то, что Президент России перед мировым сообществом подтвердил раннее принятое им решение, — о передислокации из Астрахани Каспийской военно-морской флотилии в город Каспийск. Это нам принесет огромные дивиденды.

Пропуская положительные моменты военной составляющей, давайте рассмотрим, что для Республики Дагестан (стало быть, и для России) дает активизация российского Центра в регионе:

1. В республике будет новый порт, который запланировано построить до 2025 года в г. Каспийске, способный принимать большегрузные суда с полезной нагрузкой от 15 до 25 тысяч тонн. Появится между Европой и Азией мощнейший транспортный Хаб на пути прохождения одной из ветвей «Великого шелкового пути» — МТК «Север-Юг». Это вписывается в стратегию развития морских портов в Каспийском бассейне до 2030 года принятой Правительством Российской Федерации.

Будут модернизированы морские коммуникации с необходимой для полноценного развития портов и товарооборота сопутствующей железнодорожной и автомобильной инфраструктурой. От перебазирования выиграют как горожане Каспийска, так и население в республике в целом. Активизируется работа, направленная на создание жилищного фонда, военного госпиталя и иных объектов. Более чем на 20 процентов увеличится обеспеченность города инфраструктурой за счет строительства новых школ, детских садов, медицинских учреждений и торговых центров, необходимых для размещения экипажей кораблей, сотрудников обеспечения жизнедеятельности и боевой готовности Каспийской флотилии. Кроме того, будет создано до трех тысяч дополнительных рабочих мест.

2. Важный фактор — корабли Каспийской флотилии будут нуждаться в ремонте и сервисном обслуживании, к чему привлекут различные судоремонтные предприятия, а от них в бюджет поступят налоги и другие отчисления в том числе и в региональный консолидированный бюджет. Врио Главы Республики Дагестана Владимир Васильев уже заявил о планах создания судоремонтной базы в Дагестане. А это еще дополнительные тысячи рабочих мест.

3. В Дагестане в скором времени появится филиал петербургского Нахимовского военно-морского училища. Откроется филиал в Каспийске. Это предложение было внесено врио главы Дагестана В. Васильевым на встрече с Президентом России В. Путиным. Президент России это поддержал. Оно станет элитным учебным заведением в Республике Дагестан, куда подберут курсантов лучших из лучших.

4. Начнется полноценный запуск международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг». Порт Махачкала на сегодня — самый лучший российский порт, пригодный для работы в коридоре. МТК «Север-Юг», приведет к активизации морской, транспортной и железнодорожной инфраструктурам, сделав их более дешевыми, удобными и привлекательными для бизнесменов. Здесь мы видим неразрывную связь дагестанских портов с работой международных транспортных и железнодорожных путей. А необходимость предоставления сервисных услуг в пространстве прохождения пассажиро и товаропотока приведет к качественному решению проблемы безработицы благодаря появлению дополнительных рабочих мест для местного населения.

5. В республику вернутся представители российской интеллигенции, высококвалифицированные специалисты, инженеры, врачи педагоги, социальные работники. Т.е. тот костяк высококлассных специалистов, который составлял гордость в Военно-промышленном комплексе Советского периода в Республике Дагестан. Это приведет к возвращению в Дагестан русскоязычного населения как одного из главных факторов укрепления российской государственности на Кавказе.

В этом же контексте складывается решение Министерства экономики и Министерства транспорта Российской Федерации рассмотреть возможность о включении проекта высокоскоростной магистрали (ВСМ) Краснодар – Махачкала, которая свяжет все субъекты Северного Кавказа, в программу стратегии пространственного развития до 2025 года. В случае, если проект ВСМ будет одобрен, расстояние около 700 км можно будет преодолеть за 3,5 часа. Данный проект будет включен в магистральный план развития и модернизации транспортной инфраструктуры на 2019-2024 годы, который в конце августа будет направлен на рассмотрение в правительство. Функционирование ВСМ Краснодар — Махачкала послужит укреплению дружбы между людьми и связей с субъектами Кавказского региона, поможет социально-экономическому развитию региона и окажется важным сегментом в сфере развития туризма в республике.

Для реализации подобных созидательных глобальных проектов нужны эффективные кадры. На это и ориентировано сегодня решение Врио Главы в Республике Дагестан Владимира Васильева о создании полноценного кадрового резерва, где будут определены лучшие из лучших. Окончательный состав финалистов будет определен до конца августа с. г. В последующем из кадрового резерва будет принимать на работу сотрудников всех учреждений республики, начиная с Администрации Главы и Правительства Республики и заканчивая низовыми ведомствами. Это положит конец практиковавшейся десятилетиями кланово-клиентельской системе подбора кадров на должности чиновников в республике. О чем мы писали и говорили неоднократно. Наступило время тех, кто в школах и высших учебных заведениях учились хорошо и «грызли гранит» науки.

В завершении хочется выделить первые слова, сказанные на Народном собрании Врио Главы Республики Дагестан Владимиром Васильевым – «Я пришел не один, со мной в Дагестан пришла Россия».

Россия возвращается и это сулит нам огромные возможности!

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Политика»